Данную фразу вынес в заголовок статьи неспроста, считаю, что это действительно не может быть игрушкой, тем более, постоянной, тем более, единственной.
Но, на самом деле, мы видим такую картину: дети и родители играются посредством гаджетов. Не общение, не совместная творческая деятельность становятся полем игрового взаимодействия, а электронный девайс становится источником получения удовольствия, а заодно и причиной отдаления ребёнка от реалий окружающего мира.
Как только появляется ноутбук или айфон в семье, где есть маленький ребёнок, то данные гаджеты сразу становятся предметом его интереса. Двух-трёхлетний малыш, например, может настолько увлечься данной штукой, что зачастую даже засыпает около ноутбука или с айфоном в руках. И умиляться здесь абсолютно нечему! В таком возрасте ребёнок, "подсевший" на гаджеты становится малоактивным, капризным, может демонстрировать задержки развития, например речевого.
Но как это объяснить маме, которой срочно нужно сготовить ужин на всю семью и желательно чем-нибудь занять ребёнка, чтобы не мешался на кухне? Отобрать телефон? Но, вы же его уже дали малышу! Отбирая его у него, родители показывают непоследовательность. И именно это может стать началом потери контакта. Всё же гаджеты, хоть и не игрушки, но всё-таки, это часть современного бытия. А значит и знакомиться с этой частью нашего мира нужно дозированно; вы же не допустите ситуацию, при которой ваш ребёнок будет играть в песочнице с утра до вечера.
Чтобы ребёнок перестал играть только с гаджетом, нужно, чтобы с ребёнком играли родители. Да-да, вот так всё просто! Попробуйте, когда идёте на кухню готовить давать ему конструктор, карандаши, альбом, пазлы, кубики вместо гаджетов и не забывайте время от времени заглядывать к нему на пару минуток, чтобы спросить что он делает, чтобы похвалить за результаты или чтобы принять участие в его игре, а потом скажите, что скоро вернётесь опять. Таким образом малыш постепенно будет приходить к пониманию, что мама, если и занята, то всё равно рядом и готова диалогу.
Второй, не менее важный момент - родители и гаджеты. Чтобы ребёнок не делал из телефона единственного друга, надо уметь родителям вовремя выходить из своих гаджетов. "Почему мама меня наказывает на телефон, а сама в это время играется в своём?" - вот очень частый пример детской реакции на поведение родителей. Пример родителей - святое!
Ну, и как говорится, напоследок - предлагайте такие варианты совместной игры или творчества, которые гаджеты дать не могут. Погружайтесь сами и вместе с ребёнком в реалии окружающего мира: предложите совместную лепку пельменей, поход на выходных за город, начните рисовать, а потом собирать из готовых работ красочный коллаж и т.д.
Наша задача - не отучить от гаджетов, а научить понимать, что они - это только часть нашей жизни.
Берегите себя!
Сабиров Салават.
Мой Телеграмм канал: #Вашличныйпсихолог
Запись на индивидуальную консультацию по номеру: +79050620750 (Телеграмм, Ватсапп, Скайп)
Автор: Сабиров Салават Шамгунович
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru