Найти тему

Богачи не могли оставить все своим детям. Султан Сулейман и его подход к правлению, поучиться стоит и сейчас

Оглавление

Сулейман Великолепный - "Великий Турок", как его называли в Европе, Grand Senior, Великолепный. Сам он предпочитал, чтобы его называли Сулейман Кануни - Сулейман-законодатель. Таким он остался в турецкой истории.

А, вообще-то, его титул звучал следующим образом. Я держу в руках книгу своего любимого писателя Джейсона Гудвина, но я больше всего люблю его исторические детективы, действие которых происходит в Стамбуле XIX века. Но эта книга "Величие и крах Османской империи" тоже очень интересна, и вот он здесь приводит титул, как называли Сулеймана: "Правитель 37 королевств, повелитель государств римлян, персов и арабов, владыка моря Средиземного и моря Черного, достославной Каабы и пресветлой Медины, великого Иерусалима и трона Египетского, Йемена, Адена и Саны, Багдада, обители праведных, Басры, Аль-Аксы и городов Нуширивана; Алжира и Азербайджана, кыпчакских степей и земель татарских; Курдистана и Луристана, Румелии и Анатолии, Карамана, Валахии, Молдавии и Венгрии и многих других земель и царств; султан и падишах".

Великий правитель

Сулейман, вообще-то, по счёту османскому был Сулейманом I, но его называли иногда Сулейманом II, и это был особый такой вид лести, потому что тогда предполагалось, что первый Сулейман - это древний царь Соломон, великий мудрец, строитель Иерусалимского храма, обладатель огромных богатств. А Сулейман XVI века - он как бы второй Соломон, и в этом тоже определенный смысл. Ну, не буду говорить, что Сулейман так уж похож на библейского царя, но он был, конечно, мудрым правителем, он был невероятно богатым правителем, он обладал поразительной властью.

Что можно о нем сказать? Начнем с того, что, конечно, он строил не на пустом месте, он появился не просто так. Сулейман стал султаном в 1520 году, после смерти его отца Селима Грозного, или Селима Жестокого.

Он получил уже удивительные земли, удивительную империю, удивительные богатства и вообще поразительное наследство. Начиная с XIV века, турки-османы - потомки тех, кто подчинялся вождю Осману, пришедшему в Малую Азию как раз в XIV веке, - турки-османы начали свое завоевание. Они постепенно получили обломки владений тюрк-сельджуков, отняли часть земель у Византии (довольно много), захватили Балканы и множество других земель.

Вот, так

Их, конечно, великим завоеванием стал захват Константинополя в 1453 году, когда Византийская империя прекратила свое существование, а на этом месте возникла империя османов. И вот это важный момент. Конечно, Мехмед II захватил Константинополь.

После осады, кровавых боев город был разрушен, разграблен. Последний Византийский император погиб, тело его так и не было найдено. Но при этом османы очень хорошо понимали, что они получили.

Они, как и все жители мира, а не только окружающих земель, понимали, что Константинополь - это Константинополь. Не случайно считается, что название "Стамбул" происходит от искаженного греческого слова "полис". Ну, что как бы греки говорили "поехать в Город, в Полис", то есть Город с большой буквы.

Как в Древней Римской империи называли Рим Городом, так вот Константинополь тоже был Город. Всё остальное - так. .

. И османам было ясно, куда они пришли, ясно, чем они владеют. Сегодня мы будем говорить о том, что, наверное, главным врагом Сулеймана был император Священной Римской империи Карл V, которого он не признавал императором, называл "король Испании".

Вот что угодно, но не император. Почему? Император может быть только один.

Нет титулов

Среди его титулов, как мы сейчас слышали, нет титула императора, но он понимает: он находится вот в этом самом месте, его дворец - там, где были дворцы византийских императоров, его мечети строятся так, чтобы они напоминали храм Святой Софии, превращенный в мечети ещё при Мехмеде II. Он строит, во-первых, на наследстве Византии, Римской империи; во-вторых, конечно на наследстве, доставшемся ему от его предков. А, кроме земель, ему досталось много других интересных вещей.

Очень продуманная, интересная система управления, очень необычная для того времени и, конечно, превосходившая практически всех остальных войск. Удивительная вещь, что османы, кочевники, вроде бы, не так давно (ну, с исторической точки зрения не так давно) вышедшие из Азиатских степей, вот они очень ясно поняли, может быть, интуитивно почувствовали, но, во всяком случае, они использовали в своем правлении несколько принципов, которые и определили уникальность их власти, и, в частности, уникальность власти Сулеймана. Что я имею в виду?

Во-первых, конечно, им надо было решать, как им управлять вот этими разными, разнородными, непохожими друг на друга землями. Славянские земли на Балканах, Малая Азия, Восточные земли, Египет и многое-многое другое - вот как всё это держать в руках? Во-первых, была создана замечательная администрация, скажем так, был огромный такой костяк управленцев, - сейчас мы еще поговорим, откуда они брались, - которые, в общем, очень хорошо управляли.

При этом в течение многих веков в Европе важной проблемой для любого короля, для любого правителя было выстраивание отношений с феодалами. Ну, представим себе какого-нибудь французского короля. Конечно, уже не в XVI веке, но за несколько веков до этого.

Он владеет небольшой частью того, что мы сегодня называем Францией. Всё остальное принадлежит его вассалам. Причём существует сложная лестница.

Все помнят в школе, все почему-то всегда запоминают этот принцип: "Вассал моего вассала - не мой вассал", то есть король раздает земли своим вассалам, а те раздают своим, те - своим, и король, вообще-то, может что-то приказывать только тем, кому непосредственно он дал землю, а дальше его приказ, теоретически, должен передаваться по лестнице вот этой вниз, но передаётся не всегда. Плюс к этому, все вот эти вот отношения в Европе - это отношения личных обязательств, вассальной клятвы, которая приносится. А что происходит дальше?

-2

Когда умирает феодал, конечно, формально его сеньор въезжает в его замки на 40 дней, чтобы напомнить о своей власти, но затем он передает его сыну эти же замки, и сын тоже приносит клятву, продолжает управлять. Таким образом, конечно, уже где-нибудь там, в четвертом поколении любой феодал знает, что это его замок. А чей же ещё?

Это первая вещь, которой не было у турок. Первая проблема, с которой Сулейману не надо было,, по крайней мере, так сильно не надо было о ней думать, как европейским правителям, - вся земля, входившая в огромную Османскую империю, принадлежала султану. Здесь никто не мог передать землю по наследству.

Мало того, никто - от какого-нибудь мелкого чиновника до великого визиря - не мог завещать свои дома, свои богатства детям. Когда умирал визирь, его богатство уходило в казну султана. То есть здесь не было наследственной аристократии.