Каждое поколение имеет свои особенности. Очень часто можно слышать от старших: «А вот я в ваши годы!», «А вот мы в детстве…». И дальше подробный рассказ о том, как много они читали, весело проводили время за личным общением, помогали родителям и так далее. В большинстве случаев так и было. Никто не спорит. Однако так ли плохи современные дети и подростки? Или они просто другое?
Кто больше читал?
То, что дети в СССР больше читали, утверждают многие. Да, в то время было даже как-то модно читать. Кроме того, не было сотовых телефонов, игровых приставок и т.д. Чтение книг было одним из способов интересно и полезно провести время. И когда у ребенка, например, спрашивали: «А ты читал “Тимур и его команда”?» – редко можно было услышат в ответ «нет». Большинство советских ребят зачитывалось еще такими произведениями, как «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков), «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (А. Толстой), «Витя Малеев в школе и дома» (Н. Носов), «Живая шляпа» (Н. Носов), «Дневник Кости Рябцева» (Николай Огнев).
В то же время сказать, что все дети СССР любили читать, наверное, будет неправильно. Они тоже были разные. Кто-то из них забывал про все, открыв интересную книгу. А кто-то брал ее в руки только потому, что все уже прочитали и стыдно отставать. Да и в обсуждении книги ведь хочется участвовать со всеми вместе.
Современные дети в большинстве своем читают мало. Это уже не модно. На мой взгляд, где-то интерес к книгам у них потерян из-за школьной программы. Она не совсем поспевает за нынешними реалиями. Вот если бы на уроках, например, изучали Гарри Поттера…
Сейчас так много просто безумно красивых книжек. В этом плане современным детям очень повезло. Иногда глаза разбегаются от ярких и красочных картинок и интересных идей, реализованных в книгах. Там найдутся и кроссворды, и различные задания, и объемные картинки. Если бы такая книга попала в руки ребенку СССР, она, скорее всего, стала бы его настоящим сокровищем, к которому запрещено прикасаться посторонним.
А вот для современного ребенка это просто книга, каких сейчас много.
Да, современные дети и молодежь читают все-таки меньше. Но все ведь читают! Будь иначе, не существовало бы столько книжных магазинов и даже сайтов, где можно купить и почитать книгу в электронном виде. Читают просто другое. Кто-то фантастику, кто-то комиксы. И есть те, кто по-прежнему не любит читать. Для них современный мир придумал сокращенные варианты некоторых книг. Уж их они обычно осиливают.
Кто больше знал?
Хороший вопрос. И над ответом на него можно спорить бесконечно. Достаточно простой пример. Сколько номеров телефонов вы знаете наизусть? Скорее всего, свой и, может, еще парочку телефонов своих близких. Подростки СССР, как правило, знали наизусть номера всех родственников и друзей (как, впрочем, и их родители). Иначе надо искать записную книжку и тратить время. Сейчас же все удобно – нато есть памяти телефона. И никто не держит в голове «лишнюю» информацию.
Дети СССР не то что были ограничены в информации, но ее им обычно надо было «добывать». Если требуют доклад в школу, то надо идти в библиотеку, там тебе дадут пару книг, и ты из них будешь выуживать нужную информацию. Которую, конечно, еще надо хорошенько запомнить.
Сейчас же на детей, наоборот, «валится» бесконечное количество информации. Тот же пример с докладом. Пару кликов в интернете – и у тебя много, очень-очень много информации. Вот зачем ее запоминать? Она ведь всегда под рукой, и ее всегда можно найти, посмотреть, прочитать.
Современный ребенок умеет хорошо ее искать и обрабатывать. Старшее поколение зачастую обращается к своим детям и внукам, чтобы они помогли разобраться в современных технологиях и\или найти нужную им информацию. Это несомненный плюс современных детей. Поколение же детей СССР, так сказать, относилось к информации более скрупулезно и бережно. Много помнило и знало наизусть. Так как получило эти знания большим трудом.
По этому поводу вспоминается рассказанная кем-то ситуация из категории «А вот в наши времена…». Суть такова. Еще в стародавние времена пришла семья на консультацию к юристу. И вот дядечка в годах достает Гражданский кодекс. Внимание! В котором вручную вклеены аккуратные тонкие полосочки к статьям, в которых произошли изменения. Проделав эту работу, человек, скорее всего, много запомнил. И вообще, возможно, весь кодекс знает чуть ли наизусть. И поэтому он – Юрист. Именно так, с большое буквы. А что сейчас? Зашел в интернет и все нашел. Никаких проблем.
Но вот вопрос: действительно все и всегда можно так легко найти? И главное – действительно ли это будет правильный ответ?
Кто больше общался?
Наверное, самое страшное наказание для ребенка СССР – это был запрет выйти на улицу погулять. Ведь на улице в те времена происходило все самое интересное. Дети играли в казаков-разбойников, строили шалаши, играли в классики, прыгали на резинках. По телевизору мультики шли строго по расписанию и очень недолго и редко. А дети, они во все времена дети. Не будет здоровый ребенок лежать и ничего делать долго. Скучно ведь… А на улице всегда можно кого-то встретить и хотя бы просто поболтать.
У современных детей все по-другому. Сейчас родители зачастую свое чадо заставляют выходить на улицу погулять. Но вот сказать, что они не общаются, – неправильно. Просто они это делают по-другому – виртуально. Это те же сообщения в чатах, соцсетях, совместные игры на компьютерах. Изменился способ и стиль общения. Нередко слова заменяются смайликами. Но само по себе общение не пропало.
Плохо это или хорошо, сложно судить. Они ведь понимают друг друга. Они так выражают свои эмоции и мысли. А то, что старшему поколению такое чуждо, – уже другой вопрос.
Кто больше помогал?
В те времена в школе дети сначала становились октябрятами, затем пионерами. И если тебя не приняли со всеми вместе в октябрята или пионеры, то это точно трагедия. А какие основные обязанности были у октябренка или пионера, какие качествами надо было обладать, чтобы ими стать? Да, да – уважать старших, хорошо учиться и, конечно, помогать тем, кто нуждается помощи (в том числе и родителям).
Кроме того, раньше не было столько «волшебной» техники, которая всем нам сейчас очень облегчает жизнь (чего только стоит стиральная машинка-автомат). Родители тоже много времени проводили на работе. Поэтому и детей больше привлекали к работе по дому. Да и дети сами зачастую стремились помочь. Они же пионеры!
Что же касается юных современников, то, наверное, все же у них отсутствует присущее детям СССР желание и стремление всем помогать. В то же время и сейчас у детей есть обязанности по дому: вытереть пыль, полить цветы, пропылесосить, вынести мусор и тому подобное.
Многие ребята состоят в таких организациях, как БРСМ или Белорусская республиканская пионерская организация. В последней есть даже движение тимуровцев. Причем просто по своей инициативе и желанию. Им нравится кому-то помогать, и они делают это с удовольствием. Ходят в магазины вместо пожилых людей, расчищают им дорожки возле дома и т.д.
Кто больше мечтал?
Кто не мечтал – тот, наверное, и не был ребенком.
Мечты – это что-то такое сокровенное и где-то даже секретное. И не все и всегда готовы делиться своими мечтами.
Говорят, что дети СССР были больше романтиками и мечтали о чем-то возвышенном – стать космонавтом, покорить Луну. Но ведь они мечтали и о кукле, и о велосипеде, и куче вкусных конфет, и еще о миллионе похожих вещей. Может, только их мечты были с налетом романтизма.
Ну, допустим, ведь могло быть так. Во дворе появился первый велосипед у мальчика! А его друг мог придумать мечту, что он вырастет, станет космонавтом, и будет у него самый крутой велосипед. Могло! Конечно, могло! Эта и миллион похожих желаний!
Что поменялось? Современные дети по-прежнему мечтают. Только мечты их стали другие. Обычно они мечтают стать не космонавтом, а крутым блогером. Мечтают, что купят не велосипед, а самую последнюю модель Айфона.
И чтобы ни говорили, но мне кажется, что и сейчас дети хотят, чтобы мама никогда не болела, чтобы она была рядом, чтобы иметь собаку или кошку.
В заключение хочется пожелать: какие бы ни были детские мечты, главное, пусть они сбываются!