Найти в Дзене
Поговорим?

Платье, чуть не разорившее Францию. Зеркальный наряд Анны Австрийской

Торжественный бал должен был вот-вот начаться. Гости уже собрались, общались между собой, дожидаясь главную героиню праздника. Анны Австрийской, королевы Франции, супруги короля Людовика XIII, еще не было. Но вот-вот она должна была появиться. Наконец людей попросили выстроиться, чтобы со всеми почестями встретить правительницу. Двери распахнулись – над толпой пронесся восторженный вздох. Анна Австрийская довольно улыбалась, даже не идя, а шествуя с высоко поднятой головой. Она знала, что ей удалось поразить всех. Уже мало кого можно было удивить каким-нибудь роскошным пышным платьем, но королева Франции пошла еще дальше. Она буквально сверкала в свете, источаемом свечами: весь ее наряд был украшен сотнями кусочков зеркал. Блики от них почти ослепляли присутствующих. Когда официальная церемония встречи королевы прошла, все бросились выражать свое восхищение вкусом и изобретательностью правительницы. И только один министр финансов одиноко стоял в углу, напряженный и хмурый. Уж он-то зн

Торжественный бал должен был вот-вот начаться. Гости уже собрались, общались между собой, дожидаясь главную героиню праздника. Анны Австрийской, королевы Франции, супруги короля Людовика XIII, еще не было. Но вот-вот она должна была появиться.

Наконец людей попросили выстроиться, чтобы со всеми почестями встретить правительницу. Двери распахнулись – над толпой пронесся восторженный вздох. Анна Австрийская довольно улыбалась, даже не идя, а шествуя с высоко поднятой головой. Она знала, что ей удалось поразить всех. Уже мало кого можно было удивить каким-нибудь роскошным пышным платьем, но королева Франции пошла еще дальше. Она буквально сверкала в свете, источаемом свечами: весь ее наряд был украшен сотнями кусочков зеркал. Блики от них почти ослепляли присутствующих. Когда официальная церемония встречи королевы прошла, все бросились выражать свое восхищение вкусом и изобретательностью правительницы. И только один министр финансов одиноко стоял в углу, напряженный и хмурый. Уж он-то знал, чего стоило зеркальное платье Анны Австрийской.

-2

Говорят, у богатых свои причуды. И не удивительно: всегда нужно поддерживать свой статус, всячески показывать, что у тебя все еще достаточно денег, чтобы продолжать занимать высочайший пост. Монархи – лицо страны, а кому хочется, чтобы оно было скромным, простеньким, а то и ободранным и потрепанным.

Анна Австрийская, как и любая королева, любила красивые наряды. И внимание к себе, конечно же, тоже. Она производила двойственное впечатление. Одни считали ее мягкой, довольно привлекательной, даже доброй и искренней, чего не часто встретишь в характере монархов. Другие же за глаза называли высокомерной, упрямой, честолюбивой, требовательной, капризной. И совершенно непрактичной в деньгах. С последним все-таки нельзя было не согласиться. Возможно, сказывалось не слишком богатое для будущей королевы детство. Анна Австрийская была принцессой Испании, но некогда мощная монархия к тому времени уже потеряла былое величие. Королевские замашки сохранились, а вот денег в казне было немного. Поэтому ложились спать иногда с пустыми желудками. Но бедственные времена в жизни Анны Австрийской закончились, когда она вышла за короля Франции Людовика XIII. Денег у того было много, наверное, поэтому королева потеряла голову. Таким количеством платьев, украшений не могла похвастаться ни одна знатная женщина.

Но главным предметом роскоши было даже не золото, не драгоценные камни, а зеркала. Их Анна Австрийская обожала. Тогда ей и пришла в голову идея для очередного невероятного наряда.

– Преблагороднейшая королева, – чуть поперхнувшись из-за услышанного, начал министр финансов, – вашей красоте, безусловно, нет равных, а ваша фантазия поражает. Но, прошу великодушного прощения, как бы вам сказать, казна страны может не потянуть…

Министр разговаривал, будто с ребенком. Но Анна Австрийская была непоколебима:

– Не гневи меня! Неужели в бюджете богатейшей Франции не найдется денег на платье ее королевы? Не хочу слышать никаких гнусных оправданий! Платье должно быть готово к предстоящему торжеству.

Министр финансов впал в отчаяние. Судя по подсчетам, на один наряд королевы уйдет несколько сотен кусочков зеркал. А даже одно достать – большая проблема. Да и его точно не хватит полностью украсить платье Анны Австрийской, нужно несколько. Во Франции зеркала не производили, зато о мастерах с итальянского острова Мурано слагали легенды. Но покупать партию зеркал было бы все равно слишком дорого. Тогда-то у министра финансов родился целый план.

Можно ведь было выкупить самих муранских мастеров, а те наладили бы производство здесь, во Франции. Так и решили. Министр финансов приказал послать людей на остров, чтобы переманить производителей зеркал на свою сторону. Не бесплатно, конечно. О богатстве короля Людовика XIII знала вся Европа (никто ведь не догадывался, во сколько на самом деле обходились прихоти его супруги). Муранские мастера за обещанные большие деньги согласились перейти на сторону Франции, даже несмотря на то, что на родине их бы стали считать предателями. Зеркальщиков тайно вывезли с острова. Власти Мурано не могли смириться с таким оскорблением, но все угрозы мастера проигнорировали. Под защитой Франции они чувствовали себя в полной безопасности. Открыли небольшую мастерскую, получили нескольких подмастерьев, которых к ним направили не просто так, а чтобы выведать все тайны производства муранских зеркал, секрет которых пока не знал никто другой.

Так из-за прихоти Анны Австрийской во Франции открылась своя зеркальная мануфактура. Теперь страна могла сама производить этот предмет роскоши, не нуждаясь ни в ком. Да и казна была спасена, наоборот – прибыль только возросла. Но кто знает, что было бы, если не смекалка министра финансов…

А пока королева, чувствовавшая себя в этот вечер самой прекрасной и неповторимой, кружилась в танце со своим супругом, а кусочки зеркал на ее платье ловили огни свечей.

Это интересно: