Добро пожаловать на канал мамы 2 мальчишек школьного возраста 8 и 11 лет. Началось второе учебное полугодие, а значит на смену такому предмету, как Родной Русский язык, пришла не менее Родная Литература.
Новенькие, свежеотпечатанные учебники достались обоим моим сыновьям, но первый свой отзыв я решила сделать на учебник для 5 класса. Слишком много к нему вопросов.
Итак, начнём. Учебник по родной литературе соответствует новому ФГОС 2021, отпечатан в 2022 году и пахнет типографской краской. Совершенно случайно заметила, что авторы нашего текущего учебника по литературе и нового по родной литературе частично совпадают. Вот откуда почти полное совпадение их содержания.
Статья про учебник Литературы здесь ▶▶▶
Если в обычной литературе дети начали год с фольклора, сказок, потом в ход пошли басни и обрядовая поэзия русских писателей. То и в родной литературе почти всё в том же порядке. Сначала русские народные сказки, потом "наше всё" Пушкин. Вот зачем который раз вспоминать "Сказку о царе Салтане" и "Сказку о рыбаке и рыбке"? Следом за ними идут "Аленький цветочек" и басни Крылова.
В разделе "Русская Земля" почти такой же список поэтов и писателей, что и в учебнике литературы. Там есть Есенин и Кольцов, а ещё Пришвин с "Кладовой солнца".
Нет, вы не подумайте, мне очень нравятся наши русские писатели и поэты, но зачем же дублировать основную программу по литературе? Для чего проходить то, что уже было в начальной школе? С таким же успехом можно было про "Теремок" или "Колобка" вспомнить. Неужели у нас так мало хороших произведений, с которыми дети ещё не знакомы?
Два плюса у нового учебника всё же нашла, и они достаточно весомые. В нём есть 2 очень интересных раздела.
Первый называется "Секреты Мастерства". Он помогает закрепить и расширить знания о законах литературного творчества. На примерах из разных сказок можно узнать, что такое гипербола, литота, эпитет. Оказывается эпитеты бывают постоянные и авторские. Раньше я этого не знала. Можно научиться сравнивать два таких жанра, как рассказ и сказка.
Второй раздел "Творческая мастерская". Здесь можно найти замечательные советы, которые помогают детям поупражняться в литературном творчестве и написать свой рассказ, например.
Я в раздумьях... Сам по себе новый учебник по родной литературе очень достойный. Но он наполовину дублирует основную программу. Зачем тогда нужен отдельный предмет? Можно было добавить с десяток другой страниц в учебник по литературе с более глубоким анализом произведений и творческими заданиями. Этого бы вполне хватило. Ведь дети не успеют пройти 180 страниц текста за 40 минут в неделю, имея всего 2 четверти в запасе.
Даже представить страшно, в какую сумму для бюджета обошлась разработка и печать нового учебника по родной литературе.
Интересно, а вашим детям уже такие выдали?