Найти тему

Река Хронос: Наследник

Оглавление

Я всегда любил книги Кира Булычева, особенно в школе. Но как-то так получилось, что очень долгое время он ассоциировался у меня с космическими приключениями доктора Павлыша, Алисой Селезневой и веселым городом Великим Гусляром, пока однажды году этак в 2011 или чуть раньше не натолкнулся на повесть "Смерть этажом ниже" и осознал, что Булычев еще и в саспенс может. Тогда мне пришла идея почитать чего-нибудь еще не про Гусляр и Селезневу. Так я познакомился с циклом "Река Хронос" впервые.

Время от времени я читаю биографии авторов, поэтому в тот момент уже знал, что Игорь Можейко (настоящее имя Кира Булычева) не только писатель, но еще и ученый-историк. А кто лучше историка об этой самой истории расскажет? Тем более об альтернативной? Никто, по моему нескромному.

И цикл "Река Хронос" действительно получился крутейшим, жаль только дописать его не успели. Но каждую книгу цикла я предлагаю вам обсудить - они того стоят, даже та, на которой повествование обрывается.

И начнем мы с "Наследника".

Аннотация:

Молодой человек, Андрей Берестов, заканчивает в 1913 году гимназию. Его отчим открывает ему страшную тайну: оказывается, он один из сообщества путешественников во времени. Он завещает это знание и аппаратную часть (машина времени) пасынку. Берестов взаимно влюбляется в Лидочку, учится в университете. В 1914 году он был обвинён в страшном преступлении. Единственным способом избежать кары стал побег на пару лет в будущее. Берестов и Лидочка бегут в 1917 год. Они — сквозные главные герои цикла.

Примечание:

Написан в 1991г. Первый роман цикла. Первоначально входил в качестве первой части под названием «Наследник» в роман «Река Хронос» (1992), объединявший первые три книги цикла. В дальнейшем роман публиковался отдельно, в измененном и расширенном виде.

Дисклеймер:

Обзор может содержать мнение, отличающееся от вашего, а также незначительные спойлеры!

Первое, что сразу замечаешь, когда начинаешь читать книгу, это мастерство, с которым описан быт того времени. Точно, емко и непринужденно, а главное, так детализировано, что ты как будто погружаешься в то время и проживаешь его вместе с главными героями.

Когда я читал цикл в первый раз, еще не увлекался историей настолько, и мне просто было интересно следить за сюжетом. Перед повторным прочтением в прошлом году я успел прослушать много разных лекций про Первую Мировую Войну и разные революции начала XX века в России, поэтому во второй раз к интересу добавилось узнавание.

Здесь вам и первые автомобили, и увлечение мистикой, которым воспользовались Сергей Серафимович с паном Теодором, и ажиотаж, вызванный в обществе из-за объявления войны Германии, и много всего другого.

Но роман хорош не только исторической линией, есть тут и другие.

История взросления главного героя.

Главный герой Андрей Берестов поначалу выходит этаким недобалованным барчуком, который из-за того, что его недобаловали, не осознает, что он барчук. Вчерашний гимназист (а тогдашние гимназии несколько отличались от наших, хотя бы тем, что заканчивали ее в более старшем возрасте, чем сейчас школу) он до сих пор помнит детские обиды на отчима, обожает балующую его тетушку, впервые влюбляется и поначалу кажется, что совсем неудачно, а еще испытывает почти что животную запретную страсть к служанке отчима Глафире, которая не просто старше Андрея, но еще и нянчила в детстве.

Славный набор, не находите?

Еще у Андрея есть два друга детства, которые не только повлияли и еще повлияют на него, но и на сюжет тоже. Это Николай Беккер, сосед, учившийся на год старше, и Ахмет Керимов, одноклассник Андрея и яркий представитель крымских татар.

Коля Беккер мне сразу не понравился. Семейство Беккеров небогато, а после того, как мать заболела, все стало еще хуже. Николай же молод и амбициозен, ко всему прочему красив, и собственное бедственное положение кажется ему вселенской несправедливостью. И Николай начинает выдумывать для себя то звание, то еще чего. Но выдумывать можно до бесконечности, только реальных денег это не прибавит, а вот проблем - всегда пожалуйста. И проблемы эти не в последнюю очередь станут причиной дальнейших событий.

А еще Коля нытик и приспособленец.

Ахмет Керимов полная противоположность Беккера. Он из зажиточного татарского семейства, при этом сам не чурается работы в семейном подряде (извозчиком или даже шофером в только-только появившихся авто). И если из Беккера друг получился плохо, Ахмет - друг просто преотличнейший! Поможет не только словом, но и делом. И очень часто складывается впечатление, что Андрей без Ахмета просто не выжил бы, особенно в следующих книгах.

Женские персонажи здесь не так ярко даны, та же Лидочка Иваницкая лучше раскрывается в следующей книге - "Штурм Дюльбера" (о ней я тоже обязательно расскажу потом). Здесь же по большей части мы смотрим на нее глазами Андрея и видим ее сначала девушкой с рождественской открытки, потом бойкой и деятельной любительницей детективов. Эта любовь к расследованиям у нее и дальше не пропадет и выльется в отдельные книги цикла.

И еще одна героиня Маргарита Потапова так до конца цикла и останется загадкой из-за не развеянных подозрений (ну, по крайней мере для меня). Дочь богатого судовладельца, она страстно влюблена в революцию, а еще в Колю Беккера, и даже готова безвозмездно одолжить ему энную сумму денег. Маргариты в цикле, в отличие от остальных героев, довольно мало, и большая часть ее "эфирного времени" приходится на первый том - спешите видеть и разбираться ; )

Детективная линия

Отношения между героями и тема взросления сами по себе хороши, но оттененные детективной линией становятся еще лучше, потому что произошедшее убийство обостряет углы и заставляет подозревать если не всех, то многих, причем этом подозрение плавает от одного персонажа к другому по мере появления новых фактов.

Детективная линия не идет в романе основной, а само убийство происходит уже за середину книги, но она толкает основной сюжет истории вперед и подводит еще к одной важной составляющей цикла - путешествия во времени, что приводит нас к следующей линии, активно развивающейся в следующих книгах.

Научно-фантастическая линия

История путешественников во времени активно развивается весь роман, но поначалу она идет настолько незаметно и фоном, и только ближе к финалу развивается активно и происходит самое интересное - прыжок во времени.

Путешествовать во времени можно с помощью специальных устройств, выглядящих как серебряные портсигары. На них устанавливается нужная дата, и нажимая кнопку герой попадает в выбранный день. Но не все так просто, ведь при малейшей ошибке тебя вынесет в альтернативную реальность, которые не всегда стабильны и вполне могут разрушиться.

Правда, последнее герои узнают уже в последующих книгах, где тема альтернативных реальностей и самих путешествий во времени раскрывается лучше. В "Наследнике" прыжок случается под конец истории, и такой финал провоцирует читателя как можно скорее открыть продолжение.

Почему это стоит прочитать

1. У Кира Булычева получилась действительно интересная история.

У него получилось воссоздать ту эпоху и, благодаря героям, у читателя легко получается вжиться в текст. А происходящие с персонажами события отлично удерживают внимание и разжигают любопытство.

2. Исторические события переданы не с точки зрения ученого, а во всех подробностях глазами обывателя того времени.

Если вы любите историю и исторические романы, этот пункт должен вас особенно порадовать. Плюс в продолжениях цикла есть альтернативные миры, которые отлично демонстрируют, что история еще как любит сослагательное наклонение, хотя бы затем, чтобы в будущем постараться не наступить на те же грабли.

3. Отличный язык и интересные персонажи, причем не только основные, но и второстепенные.

У Кира Булычева всегда получались хорошие книги, но цикл "Река Хронос" реально квинтэссенция всего его творчества, и язык здесь просто выше всяких похвал. Я когда читал в первый раз, мне столько цитат запомнилось, и во второй с удовольствием их вспоминал.

Если и это не убедило, то вот вам цитата:

– Ты можешь меня раз в жизни послушаться? – спросила Лидочка. – Если бы ты меня всегда слушался, ничего бы не было.
– Я с тобой не так давно знаком.
– Два года! Два года – это срок с долгим запасом. К осени 1916 года мировая война кончится.
– Она кончится раньше. Неужели ты допускаешь, что она протянется еще два года?
– По крайней мере не больше. Это раз. За это время вся история с убийствами станет древним воспоминанием. И мы вернемся в мирное, нормальное, спокойное время. Когда не стреляют, не рвутся снаряды и люди не ненавидят друг друга.

Ну и закончить я хотел бы четверостишием Анны Ахматовой, которое открывает цикл:

Что войны, что чума? Конец им виден скорый;
Их приговор почти произнесен.
Но как нам быть с тем ужасом, который
Был бегом времени когда-то наречен?