Есть в Японии город Нара, который 10 столетий назад был ее древней столицей. Не особо большой — 350 тысяч жителей. Он известен своими деревянными храмами, огромной бронзовой статуей Будды и... оленями. Обычными пятнистыми оленями, которые буквально оккупировали центр города.
Оленья любовь
Они в Нара везде — центральный городской парк давно стал для них домом, тротуары — лесными тропинками, а люди — неиссякаемым источником пищи. Всего в Нара проживает 1400 оленей, и это еще немного по меркам Японии.
Дело в том, что в этой стране трепетное отношение к оленям. Нет, они не считаются здесь священными животными, как, например, коровы в Индии, но японцы относятся к рогатым с уважением и почтительностью. Охота на оленей запрещена, а в XVII веке за причинение вреда животным даже существовала смертная казнь. Конечно, сейчас никого сурово не наказывают, но вот в 2010 году одного местного жителя осудили на 10 месяцев за то, что он шутки ради выстрелил из игрушечного арбалета в олененка, сильно травмировав его.
Такое уважительное отношение к этим животным позволило им не просто вольготно расселиться по японским долинам и лесам, но и зайти в города, облюбовав для обитания местные парки. Город Нара как раз из таких — олени пришли сюда в середине прошлого века. Отсутствие опасности со стороны людей позволило им стать полноправными жителями города, а кое-где так вообще вытеснить местных.
Часть городской среды
Большинство популяции оленей обитают в большом местном парке. Здесь их подкармливают многочисленные туристы, а на аллеях стоят автоматы по продаже рисовых крекеров — любимого лакомства оленей. Зная что им не грозит опасность, олени часто выходят за пределы зеленой зоны. Они могут группами и по одиночке ходить по тротуарам, заглядывать в двери лавочек и магазинов и даже лежать на асфальте среди машин и пешеходов.
Олени настолько привыкли к городской инфраструктуре, что стоят вместе с людьми на перекрестке в ожидании зеленого сигнала светофора. А про их настырность и сообразительность в городе известно многим. Например, олени никогда не будут просить лакомство у продавца рисовых шариков, зато остановившегося рядом туриста станут настойчиво подталкивать мордой к тележке с едой. Они запросто дают себя погладить и сфотографировать. И даже будут смирно стоять, пока не щелкнет затвор фотокамеры, так как знают, что за терпение обязательно получат вкусную награду.
Поразительно, но олени прекрасно понимают язык жестов. Если у туриста кончилось угощение, ему достаточно помахать рукой в прощальном жесте, и олени теряют к нему интерес. Точно так же они понимают и призывный жест — если поманить животное, оно прибежит к человеку, грациозно помахивая рогами. А вместе с ним и еще с десяток...
Город Нара стороннему человеку кажется настоящим оленьим заповедником, где эти пугливые в дикой природе животные свободно себя чувствуют среди людей, не видя в них причин для опасности. Да и вообще, в городе врагов у оленей нет — все их любят, гладят по замшевым спинкам и с умилением кормят рисовыми крекерами.
Оленьи неприятности
Но это так со стороны. А вот самому городу олени скорее досаждают, чем приносят пользу. Ведь питаются они не только лакомствами из рук туристов. Олени с большой охотой щиплют траву, обгладывают деревья и начисто подъедают молодые побеги. А ведь они еще и размножаются. Не так рекордно, как кролики, но все же... Ежегодный прирос оленей составляет 15–20%, однако даже 10% за 15 лет приведет к десятикратному увеличению их численности.
Если пустить городскую популяцию животных на самотек, то вскоре от зеленых насаждений города не останется и следа. Это подтверждают эксперименты, которые проводили японские экологи. В 1960 году на остров Накасима площадью 5 кв. км высадили самца и двух самок. В 1996 году численность оленей на острове составила 468 голов, и их пришлось срочно эвакуировать, так как некогда цветущий зеленый остров через 30 лет превратился в голую пустошь с отмершей растительностью.
Вот и в городе Нара существует специальная "оленья ассоциация", которая следит за численностью животных. Беременных самок стараются отлавливать и вывозить в леса и долины за пределы поселения. Но и там тоже не все гладко. Местные фермеры жалуются на рогатых, которые бесконтрольно уничтожают урожай. Олени едят всё, добрались они даже до священного лотоса, а уж рис и гречиха для них — это естественные и легкодоступные корма.
Если в городе олени себя чувствуют вполне комфортно, то жителям приходится приспосабливаться к особенностям их поведения. Например, с сентября по ноябрь у самцов начинается гон. В этот период они агрессивно настроены к любой враждебности, включая человека. А с середины мая по июнь агрессивными становятся уже самки, которые защищают свое потомство. Конечно, администрация парка делает все возможное, чтобы минимизировать риски, но случаи причинения вреда туристам все же случаются.
Про траву и деревья и вовсе разговора нет. Штат сотрудников национального парка несколько сот человек. Практически круглогодично они высеивают траву, ограждают обглоданные деревья и защищают молодые побеги. А иначе, если не делать этого, от парка через пять лет останется голая почва, как на острове Накасима.
Час медитации
И напоследок стоит рассказать об одном странном феномене оленей популяции города Нара. Каждый вечер около 18:30 со всех уголков парка в определенное место стекаются сотни животных. Они располагаются на площадке перед местным музеем, ложатся на землю и отдыхают там в полной тишине примерно час. В 19:30 животные поднимаются и медленно разбредаются в разные стороны.
Энтузиасты подсчитали, что количество оленей в этой "тусовке" составляет плюс-минус 600 особей — примерно половина всей популяции. Они не общаются между собой, не спят, не жуют траву, равнодушны к туристам вокруг. Они просто лежат на земле и со стороны кажется, что медитируют. Причину такого странного поведения разгадать не может никто. Высказывалось предположение, что олени приходят на это место, чтобы охладиться, поскольку рядом находится большая вентиляционная шахта, забранная решеткой. Но в такой скученной тесноте они наоборот нагреваются от тепла тел друг друга. К тому же охладиться можно и в многочисленных искусственных озерах.
Экологи пожимают плечами — они не знают других причин, которые заставляют оленей ежедневно приходить в одно и то же место каждый день. Разгадать этот феномен пока не удалось никому.
Вот такой вот город, "оккупированный" оленями. Хорош или плох подобный симбиоз, вопрос спорный. Без сомнения, для туристов олени на улицах — это местная диковинка, зоопарк без клеток и вольеров вдобавок с почти ручными животными. А вот для местных жителей наверняка соседство с оленями приносит больше неприятностей, чем выгоды. 1400 животных в центре города — это и антисанитария, и шум, и невозможность посидеть в кафе на открытом воздухе. Да много всего. Но чего не вытерпишь ради привлечения туристов? А их тут полно — Нара носит титул "оленьей столицы" Японии и очень этим гордится.
Есть в Японии и города другого рода со своими изюминками. Например, Хасима. В нем нет оленей, да и людей тоже нет. Вместо этого бетонные колодцы покинутых зданий, темные обвалившиеся шахты и буйство дикой природы, ставшей хозяйкой в отсутствии человека 👇:
(При написании статьи использовались материалы с сайтов: edition.cnn.com; nippon.com; soranews24.com; kulturologia.ru)
P.S. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.