Этот рассказ взят из военных мемуаров ветерана В.Г. Дзагкоева. События разворачивались 15 февраля 1943 года в районе степного хутора Лебеди. Вторую ночь рота мерзла под открытым небом. Утром стало совсем холодно. Многие бойцы обморозились. Кое-кто за ночь успел дезертировать.
Положение близко к критическому. Люди не кормлены, боеприпасов почти нет. Осталось по 10-15 патронов на брата. Гранаты, мины к минометам, патроны к противотанковым ружьям - на пересчет.
Капитан Касторный
Связь с полком отсутствовала. Комроты отправляет связистов тянуть провода, но они не возвращаются. И вот в этот момент в роту является заместитель командира полка капитан Касторный. Хоть какое-то облегчение. Но вместо помощи, Касторный набрасывается на ротного с руганью:
"Немцы ушли из хутора, а вы на снегу держите людей!"
Теоретически он прав. Бывали случаи, когда немцы тайком снимали своих людей с важных рубежей обороны и также тихо убегали на следующий рубеж, так что было непонятно - есть враг в населенном пункте или нет.
Приказано наступать
В хуторе Лебеди всю ночь было тихо. Фрицы молчали, но ротный чувствовал, он знал, что немцы сидят в хатах и греются у теплых печек. Они не сбежали, они в хуторе, молчат и ждут наступления дня. Но у капитана Касторного другое мнение. Он уверен, что немцев на хуторе нет, и приказывает всем идти вперед. Что же - приказ нельзя не выполнять.
Было принято решение, начать наступление с восходом солнца. Командиры подразделений объяснили бойцам задачи по овладению хутором. Наконец, показались первые лучи солнца. Ротный дает сигнал к атаке, бойцы, поднимаются с земли и дугой бегут к хутору. Ротный оглядывается, видит бегущих бойцов, слушает тишину и в его голову закрадывается мысль: может, немцы действительно сбежали из хутора?
"Сдавайс, рус!"
Но, нет противник сидел на месте. Немцы подпустили наших бойцов максимально близко к хутору и открыли пулеметный огонь. Красноармейцы "беспорядочно побежали назад, оставляя на снегу убитых и раненых". Ординарцу ротного, Мише, пуля попала прямо в рот. Ротного ранило в руку, возле плеча. "Рука повисла, как плеть".
С группой бойцов в 10-15 человек ротный заскакиваю в ближайшие хаты и пытаются организовать круговую оборону. Тем временем, немцы "добивают наших раненых бойцов на снегу, и мы ничем не можем им помочь".
Прошел час, проведенный в окружении. Патроны кончились. Немцы кричат:
"Сдавайс, рус!"
Попытка прорыва
Ротный собрал бойцов, находившихся с ним в окружении, и предложил прорваться к своим. Группа солдат молча выскочила из сарая и бросилась к недавно оставленным позициям. В это время две фашистские пули сразили ротного. Через некоторое время он пришел в сознание. Какая-то старуха тащила его по снегу, приговаривая:
"О боже! Что с людьми-то делается? Аки звери, убивают друг друга. Господи!.."
Сознание снова покинуло командира.
P.S.
Когда после долгих и сложных операций, когда ротный пришел в сознание, хирург только развел рукам:
"Удивительно! Вы очень живучи, молодой человек, удивительно живучий организм! Признаюсь - не верил, не верил. В моей практике еще не было такого!.."
Что же касается приказа капитана Касторного, что тут сказать - приказы не обсуждаются, но предварительную разведку провести все-таки можно было, а, скорее всего, даже нужно. Впрочем, как говорится, не нам судить.
Источник: Дзагкоев В.Г. Солдат вспоминает. Владикавказ, 1993.
Свои соображения по поводу статьи высказывайте в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках сообщайте автору