Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 11-ой главы Евангелия от Иоанна.
В начале двенадцатой главы Христос вернулся в Вифанию в дом Лазаря, Марфы и Марии, было это за 6 дней до еврейской Пасхи. Там Мария, во время вечери помазала его ноги дорогим маслом и отерла их своими волосами:
“Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира” [Иоанн 12:3].
Судя по представленной Иоанном хронологии событий, делала она это уже не в первый раз.
Иуда возмутился ее поступком, считая, что масло надо было продать, а деньги раздать нищим, но Иоанн уточняет:
“Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали” [Иоанн 12:6].
Давайте разбираться. Во-первых, то что Иуда носил ящик для подаяния никак не делает его вором, скорее, наоборот, Спаситель доверил ему эту миссию, или как минимум, не возражал против нее, значит, в этом вопросе, доверял.
Во-вторых, сам Иисус никогда не обвинял Искариота в воровстве. Неужели, Иоанн хочет сказать, что Христос знал кто его предаст, но не ведал о том, кто их обворовывает.
И, в-третьих, ни один из предыдущих евангелистов не обвиняет Иуду в воровстве, в предательстве - да, каждый, но и только. Иоанн же берет на себя смелость судить и осуждать, хотя сам Спаситель запрещает это делать, о чем свидетельствует Матфей в 7-ой главе, Марк - в 4-ой и Лука - в 6-ой.
Завершается эпизод словами Иисуса:
“оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда” [Иоанн 12:7-8].
Дальше выясняется, что фарисеи решили убить и Лазаря, поскольку его воскрешение приводило к Христу все больше и больше последователей:
“Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса” [Иоанн 12:10-11].
Когда люди пришли в Иерусалим на праздник, то увидели идущего Спасителя, они:
“взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!” [Иоанн 12:13].
Иисус же сел на осла, чтобы сбылось предсказанное:
“Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядёт, сидя на молодом осле»” [Иоанн 12:14-15].
Вы же помните, что предсказано это было в текстах Ветхого завета. а именно, в книге пророка Захарии глава 9 стих 9:
“Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной”.
Обращение к этому тексту есть у Матфея в 21 главе, а у Марка в 11-ой и у Луки в 19-ой присутствует подобный эпизод с ослом.
Ученики, как пишет Иоанн, не поняли сначала, зачем Христос так сделал, но осознали позднее:
“Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нём написано, и это сделали Ему” [Иоанн 12:16].
Люди слышали о чуде с Лазарем, другие свидетелями были, и все они славили Спасителя, а фарисеи с ужасом понимали, что они опаздывают, потому что множество народу идет за ним.
На этом 12 глава Евангелия от Иоанна не завершается, продолжение в следующей публикации.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь