Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы добрались до 5-ой главы Евангелия от Луки.
Шестая глава начинается с разрешения делать добро в субботу. Сначала рассказывается, как фарисеи обвинили учеников за то, что они
“срывали колосья и ели, растирая руками” [Лука. 6:1].
На что Иисус приводит в пример царя Давида, взявшего из храма хлеб, который ему не предназначался,
и добавил:
“Сын Человеческий есть господин и субботы” [Лука. 6:5].
У Марка эта история во 2 главе, у Матфея - в 12-ой.
Продолжается повествование исцелением человека с сухой рукой, после вопроса к книжникам и фарисеям:
“спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить?” [Лука. 6:9].
Этот эпизод у Марка в 3 главе, а у Матфея в той же 12-ой.
После ночной молитвы на горе Христос избирает 12 апостолов, Лука перечисляет каждого из них, как и Марк в 3 главе, в отличии от Матфея в 10 главе, упомянувшего о событии, но не назвавшего имен. Однако, Лука не говорит в чем отличие этих 12 от остальных учеников, тогда как у Марка и Матфея эта информация есть.
Оставшуюся часть главы занимает вольный пересказ Нагорной проповеди из Евангелия от Матфея, только у него она занимает три главы: 5, 6 и 7-ю. Из этого текста становится понятно, почему быть богатым - плохо и почему вредно смеяться:
“Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили своё утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их” [Лука. 6:24-26].
Иисус предлагает любить врагов:
“любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас” [Лука. 6:27-28],
подставлять вторую щеку:
“Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад” [Лука. 6:29-30].
Он озвучивает золотое правило нравственности известное еще со времен древней Греции:
“И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними” [Лука. 6:31],
а так же запрещает осуждать:
“Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете” [Лука. 6:37].
На этом давайте прервемся. В следующей публикации нас ждет 7-ая глава Евангелия от Луки.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь