Парочка из 90-х. Фотограф Сергей Подгорков
В то время как официальная фотография использует величественный и лирический образ города, подпольная фотография не ограничена идеологической избирательностью и замечает настоящего "Достоевского", сумрачные дворы, потускневшие от первого снега крыши, в "беспорядке" жизни.
Ленинград, 1970-е годы. Фотограф Сергей Подгорков
Кошка у окна, 1997 г. Фотограф Мария Снигиревская
В подпольном мире ленинградского фотографа наступил роковой момент: 26 октября 1974 года. В этот день поэт Константин Кузьминский открыл свою квартиру для проведения первой неофициальной фотовыставки в Ленинграде.
Каждый из ленинградских фотографов-подпольщиков выработал свой собственный неповторимый стиль, даже когда речь шла о традиционных жанрах, таких как городской пейзаж, портрет или натюрморт. Сергей Подгорков увлечен социальной документалистикой. С 1970-х годов он фотографировал площади, вывески, курящих школьников, интерьеры магазинов и подворотни, пригородные окраины, пивные киоски и бесконечные очереди. Подгорков представляет свои неидеологические темы без какой-либо цензуры. Как это было.
Дома, 1983 г. Фотограф Сергей Подгорков
Михайловская крепость, Ленинград. Фотограф Сергей Подгорков
Среднеохтенский проспект, Ленинград, 1970-е годы. Фотограф Сергей Подгорков
Уникальный образ города также был создан гением Александра Китаева. "Для меня Санкт-Петербург - это место, которое находится вне времени", - говорит фотограф. - И как человек я стараюсь передать неизменную духовную сущность этого города. Эта Личность противоречива". Неприглядность и убогость города запечатлены Борисом Кудряковым. На его фотографиях - оштукатуренные дома, грязные дворы, разбитые тротуары, горожане с озабоченными лицами - настоящий "Достоевский" Ленинграда.
Мариинская площадь, Ленинград, 19 августа 1991 года. Подгорков
Нежные слова любви. Фотограф Станислав Чабуткин
Наиболее яркими представителями классического направления признаны Борис Смелов, Александр Китаев и Леонид Богданов. Смелов считает, что его творчество было бы беднее без любви к философии Достоевского, живописи Ван Гога и музыке Моцарта. "Я считаю себя представителем эмоциональной, интуитивной фотографии, и когда я снимаю, я больше доверяю своим чувствам, чем предвзятым идеям. Но в то же время не считайте это мистикой. Я видел много фотографий во сне, и иногда спустя годы я вдруг видел их в своем сознании. И мне повезло, если в те моменты со мной были фотоаппарат и пленка. В перестроечный и постсоветский период его традиции были продолжены в творчестве нового поколения фотографов, в том числе Марии Снегиревской.
Исаакиевский собор, 1982 г. Фотограф Станислав Чабуткин
Вид сверху на канал Грибоедова, 1981 г. Фотограф Станислав Чабуткин
Иногда город приобретает призрачный вид, как в Исаакиевском соборе Станислава Чабуткина, "Рыбаке" Бориса Смелова или Сенатской площади Александра Китаева. Сцены кажутся почти мистическими, а границы реальности размываются. Но большую часть времени снимки контрастно черно-белые, в них есть темнота и спокойствие, пронизывающие город.