Найти в Дзене
Реплика от скептика

Андреев Л.Н. Иуда Искариот. Отзыв на рассказ о человеческой гордыне

Фотография автора
Фотография автора

Имя русского писателя Серебряного века Леонида Андреева, думаю, на слуху у всех. Наверное, многие читали его произведения. Я лично удивилась, узнав, что его творчество нынче изучают в школах (в частности, рассказ «Иуда Искариот»). В моё время такого не было.

«Иуда Искариот» - это не апокрифическое сочинение, хотя, конечно, Библию Андреев знал отлично, не сомневаюсь. Это и не попытка исторической реконструкции. Кто-то считает этот рассказ исследованием психологии любви, кто-то – изучением психологии предательства. Я же увидела в этом объёмном рассказе историю человеческой гордыни (не только её, но по большей части).

Фотография автора
Фотография автора

Основной вопрос, на который предстоит ответить читателю после того, как будет прочитана последняя страница, это вопрос: почему Иуда предал Иисуса? Или, что более точно, зачем он его предал? Из-за денег? Пресловутых 30 сребреников? Нет, это не столь большая сумма, чтобы губить свою душу тяжким грехом.

Андреев представляет нам Иуду как человека скользкого, неприятного, никем не любимого, но далеко не глупого. Он своими философско-этическими парадоксами ставит в тупик преданных адептов Иисуса. Врать нехорошо? А если это враньё спасает жизнь? Красть нехорошо? А если украденное пойдёт на пользу нуждающихся? И, конечно, основной вопрос, который обсуждали герои рассказа: что такое любовь? Если вы, последователи Иисуса, так его любите, что вы способны ради него сделать? (слова – это одно, а на практике, как оказалось – ничего). А вот Иуда, предав Иисуса на смерть, показал всему миру зн
ачимость Иисуса. Ну и заодно обессмертил своё имя (вот при чём тут гордыня).

Иуда – человек недооценённый, недолюбленный, всеми презираемый и обижаемый. Он очень остро чувствует отношение к себе людей, и хочет доказать всем, что он – ничуть не хуже, не глупее всех, в том числе и Иисуса.

Этот рассказ можно обсуждать долго, потому что в нём немало моментов спорных, неоднозначных. Не уверена, что я поняла его правильно (а есть ли оно – правильное понимание? И совпадёт ли наше понимание с тем, что хотел сказать автор? И кто нам теперь расскажет, что же он хотел сказать? Тем более, что к христианской религии Андреев относился, насколько я знаю, не совсем канонически).

Но вот цельности натуры в андреевском Иуде я не увидела. То ли он не был уверен в правильности своего поступка, то ли получил не тот результат, на который рассчитывал, то ли просто лицемерил.

Ещё, как мне кажется, надо учесть, что рассказ написан Андреевым в 1907 году, а в 1906-м умерла родами его жена, и, конечно, психическое состояние писателя было далеко не только от радужного, но и от нормального в принципе.

Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/manuscripts/1656C609638A8788.html

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!