Слово абрек (русский: Абрек; адыгских: Абрэдж; Чеченская: Обарг; ингуши: Эбарг) является Северо-Кавказским термином, используемый для обозначения одинокого воина, вне власти, закона, и борющийся за правое дело.
Абрек одинокий воин, который отказался от материальной жизни, включая свою семью и друзей, чтобы сражаться за правое дело, поклоняться и медитировать.
Термин в основном использовался людьми, которые боролись против колониализма, в партизанской борьбе во время Царской экспансии на Северном Кавказе в ХIX веке. Некоторые абреки воровали у богатых, чтобы раздавать бедным, в то время как другие защищали кавказские деревни от сторонних нападений. Образ жизни абреков включал в себя одинокую жизнь в неизведанной дикой местности. Позже большинство абреков стали преданными мусульманами суфиями.
Один из таких ярких персонажей Гандало́ев Сулумбе́к, более известен как- Сулумбек Сагопши́нский. Родился 1878 г. в селении Сагопши, казнён 1911 г. в городе Владикавказ. Известный Ингушский абрек, представитель тайпа Г1ондалой.
Встал на путь обречества защищая честь и достоинства своей семьи, и самого себя.
Из-за конфликта с казачьим урядником будущий абрек попал в тюрьму.
В тюрьме Сулумбек встретился с известным Чеченским абреком Зелимханом. Архивные документы свидетельствуют, что Зелимхан и Сулумбек вместе совершили побег из тюрьмы. Потом стали друзьями, вместе участвовали в набегах. Сулумбек при этом выбирал самый опасный участок. Их дерзкие набеги известны нападениями на Кизлярский банк, богачей, кассы и почту. Голова Сулумбека оценивалась царской властью в десять тысяч рублей.
Сулумбек многократно выручал Зелимхана в ситуациях, где чеченский абрек мог бы погибнуть.
Как то, будучи серьёзно раненым, он спас Зелимхана уложив его врага одним метким выстрелом. После чего, Зелимхан забрал раненого Сулумбека с собой.
После разорения ингушских аулов Кек, Нелх, Эрш и репрессий в отношении их жителей за укрывательство Зелимхана, власти так же потребовали от жителей селения Сагопши выдать Сулумбека. Несмотря на уговоры Зелимхана и односельчан, Сулумбек, не желая подвергать опасности людей, решил сдаться властям, с условием, что его расстреляют, а не повесят.
Он был задержан 21 октября 1910 года и власти не сдержали данное ему обещание. Сулумбек был казнён через повешение 9 августа 1911 года. Очевидцы казни свидетельствовали, что он до самого конца сохранил редкое наружное спокойствие и самообладание и, что он сам выбил ногой стул, на котором стоял.
Его захоронили во Владикавказе, на при тюремном спец кладбище.
Его односельчане сумели договориться с одним из сотрудников тюрьмы, чтобы он показал им где он захоронен.
Под покровом ночи, они раскопали его могилу и забрали труп. Привезли его тело в родное селение,
которое он спас от разгрома ценой собственной жизнью, и передали тело его родному дяде.
Дядя посмотрел на труп и сказал: «Я за все тебя прощаю, но не могу простить за то, что сдался в плен. А теперь захороните его».
Таким образом, мятежная душа абрека, нашла свой покой в родном селении Сагопчи.
Фото взяты https://ru.wikipedia.org/wiki/Сулумбек_Сагопшинский
#кавказ
#абрек
#зелимхан
#сулумбек
#историякавказа
#ингушетия