Найти тему
Хроника христианина

Раб Божий или сын Божий?

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

(Ин. гл.15, стихи 12-15)

Почему священники называют нас «рабами Божьими», а в Господней молитве «Отце наш» мы обращаемся к Богу, как к Отцу? Так мы рабы Его или все же дети?

Слово «раб», этимологически восходящее к общеславянскому orbъ – «сирота», имеет параллели в других индоевропейских языках (латинское orbus — «лишенный чего-либо»; древнеиндийское arbhas — «слабый»). Во времена рабовладельческого строя и тотальной власти древних правителей над своими подданными, рабами считались все те, кто непосредственно <раб>отает на земного владыку. Чья жизнь и смерть всецело принадлежит последнему. «Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить своих долгов. О рабах, как низшем классе, впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад» (см. The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в : Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51).

Библейское «раб Божий» восходит ко временам исхода из Египта. Как справедливо отмечает Андрей Охоцимский: «В книге Левита (25:55) Господь говорит о сынах Израилевых: «Они — Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской». Здесь речь идет не только о зависимости от Бога, но и об освобождении от рабства человеческого: были рабами египтян — теперь только Мои рабы».

Это принципиальный момент. Если позволите, Бог говорит с людьми того рабовладельческого времени и на их понятном языке, но вкладывает в эти слова другой смысл. В те времена иная смысловая вербализация была бы просто не понята. В этом противопоставлении есть рациональное зерно. «Раб» Божий - это тот работник Бога, который больше не принадлежит никому. Который служит только Богу. Он свободен от рабства человеческого. Сирота обрёл Отца!

Хотя Св. Писание предпочитает именование сыны Израилевы. «И отправились Сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей... Времени же, в которое Сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет».

«Пророк Неемия называет Израильтян рабами Божьими в своей молитве (Неем. 1:10), которая опять-таки посвящена освобождению — на этот раз из Вавилонского пленения. Рабами Божьими называются также пророки (4 Царств 24:2), причем из контекста ясно, что этим подчеркивается их независимость от светской власти. Рабом Божьим неоднократно называет себя псалмопевец (Пс. 115:7, 118, 134). В книге пророка Исайи, Господь говорит Израилю: «Ты — Мой раб. Я избрал тебя и не отвергну тебя» (Ис. 41:9).

Рабами Божьими (или Христовыми) называют себя апостолы (Рим. 1:1, 2 Пётр 1:1, Иаков 1:1, Иуда 1:1), причем звучит это как почетное звание, признак избранности и апостольских полномочий. Апостол Павел называет рабами Божьими всех верующих христиан. Христиане «освободились от греха и стали рабами Богу» (Рим. 6:22), их ждёт «свобода славы» (Рим. 8:21) и «жизнь вечная» (Рим. 6:22). Для апостола Павла рабство Богу — это синоним освобождения от власти греха и смерти», - продолжает Андрей Охоцимский (см. http://www.vladhram-uspenie.ru/ «Раб Божий — почему «раб»?»).

Хорошо известно, что у Иисуса Христа не было рабов, которые выполняли бы его прихоти. Да, и потом раб или, как тогда говорили римляне: «вокале инструменталис» («говорящее орудие труда»), имел абсолютно иную мотивацию, чем служитель, ученик или более значительное – друг! Слово «апостол» означает «посланник». В Библейском понимании и смысле, это человек, получивший от Бога повеление сообщить «нечто очень важное» людям. Согласно еврейскому понятию «шалиах» (посланник) как таковой тождествен пославшему. «Мое учение не Мое, но пославшего Меня Отца» (Ин.7, 16). А что ещё могли сообщить посланники кроме высшей истины – Бог есть Любовь и Отец всех живущих! «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.6).

Итак, мы можем сделать несколько предварительных выводов о том, что:

а) словосочетание «раб Божий» - в рабовладельческий период противопоставлялось власти над людьми земными владыками;

б) словосочетание «раб Божий» - аутентично только для рабовладельческого строя и его социально-правовых отношений;

в) сегодняшнее употребление словосочетания «раб Божий» – архаичная дань традиции, не имеющей реальной социокультурной и государственно-правовой почвы. Это даже не символ, поскольку все же символ отражает скрытую за ним реальность. Здесь отражать просто нечего.

Выводы. Поскольку в современном мире рабство имеет крайне негативную, демоническо-смысловую коннотацию, его употребление может быть:

1) аутентично только для последователей несовершенной рабовладельческой парадигмы отношений между человеком и Богом;

2) упразднено за неимением социокультурной почвы, отсутствием общей социальной модели взаимоотношений в мире и духовном возрастании современного человека.

Наверное, быть рабом Божиим – большая честь. Как чудесно, прожив свою земную жизнь в заключении услышать от Него: «Хорошо! Ты добрый и верный раб». Но сам Бог предлагает нечто большее, гораздо большее – быть Его друзьями и понимать Его святую Волю. Вот к чему призывает Сын Божий: «Я уже не называю вас рабами, ибо рабы просто делают то, что им сказано; но Я называю вас друзьями, ибо хочу, чтобы вы понимали Меня». Только дети Бога творят добро и сеют семена любви не из-за страха наказания или в ожидании будущий наград. Они также, как и их небесный Отец, хотят видеть в Нем своего любящего и искреннего Друга. И бесценная жертва Христа - величайшее свидетельство этого божественного призыва! Вопрос только в одном, хотим ли мы ответить на призыв Того, Кто положил душу за други Своя?

картинка к тексту из открытых источников сети-интернет