В одном из выпусков «Петербургской газеты» (№ 141, за май 1902 года) мне попалась следующая заметка. Вот что пишет безымянный журналист.
«Прогуливаясь по островам (речь о Петербурге, разумеется), я встретил двух-трех художников, расположившихся на лоне природы с мольбертами и писавшими этюды.
Бедные художники, сколько они попортили крови вследствие привычки публики засматривать из-за их спины в холст. В конце концов, такая назойливость публики способна озлобить художника, способна заставить его наговорить дерзостей, за которые потом случается расплачиваться его товарищу.
В самом деле, с художником Ризниченко был случай, что он довольно сурово обошелся с кем-то, вздумавшим заглянуть в его этюд, что заставило это лицо обидеться, но только не на господина Ризниченко, а на художника И.С. Галкина, за которого оно приняло господина Ризниченко, благодаря действительно большому сходству между этими художниками».
И все. Ох, уж эти дореволюционные журналисты… И вот о чем писал человек? Что за случай все-таки произошел? И насколько суров был Ризниченко? Что за лицо, имени которого по неизвестным причинам не названо? И в чем выражалась обида, за которую пришлось расплачиваться И. С. Галкину?
Никаких следов «случая» по беглому поиску в интернете найти не удалось. Тогда о самих художниках. Илья Савич Галкин (1860-1915) более известен, чем другой его коллега. Илья Савич, в частности, работал над портретами царской семьи – до начала XX века, а чуть позже стал известен как мастер жанровых картин. Сохранились и фотографии самого мастера.
А вот с Федором Петровичем Ризниченко (1865-?) одни загадки. Он как раз пейзажист, так что на берегу тех же островов, надо полагать, бывал довольно часто, к тому же работал он преимущественно в Петербурге, в отличии от Ильи Савича Галкина - в начале века значительное время проводившего в своей мастерской, в личном имении Пожинки близ деревни Устье, (современный Удомельский район Тверской области).
Понять насколько Ризниченко был похож на Галкина не представляется возможным, так как фотографий художника, видимо, не сохранилось, во всяком случае, пока я их не нашел. Неизвестна даже дата его смерти. Последний раз Федор Петрович упоминается в связи с его участием в 26-ой Годичной выставке картин Товарищества художников, проходившей в Петрограде в 1922 году. То есть, Революцию и Гражданскую войну Ф.П. Ризниченко пережил и остался в Советской России. Но о его дальнейшей жизни нет совершенно никакой информации.
И, насколько я понимаю его работы (пейзажи) сохранились как в музеях, так и в частных коллекциях. Но все же… Что же случилось тогда с Ризниченко на островах, и кто это загадочное «лицо», с которым обошлись «сурово»?
P.S. Дорогие читатели-подписчики и не менее дорогие, просто читатели. Огромная просьба – поставить лайк публикации, если она вам приглянулась.