Дворянин, потомственный военный, кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени, дизайнер функционального шрифта, пионер конструктивистского авангарда, художник и теоретик искусства — Владислав Стржеминский (Władysław Strzemiński) — в своих творениях опередил время. Создав новое направление в искусстве — унизм — он предопределил развитие современного искусства на десятилетия вперед, став прародителем постживописной абстракции.
Владислав Стржеминский родился 21 Ноября 1893 г. в Минске в семье польского дворянина и подполковника Русской императорской армии Максимилиана Стржеминского и Евы Розалии, урождённой Олехнович. В 1911–1914 гг. обучался в Инженерном военном училище в Петербурге.
Во время Первой мировой войны служил офицером в саперной роте, в 1916 г. был тяжело ранен — от близкого взрыва во время минометного обстрела Владислав получил множественные тяжелые ранения. В полевом госпитале ему вынуждены были ампутировать правую ногу целиком и левую руку по локоть. Были также поражены глаза, правый впоследствии так и не восстановился полностью. После операции Стржеминский был эвакуирован в Москву для долгого и сложного лечения и последующей реабилитации. Владислава долго мучили фантомные боли в ампутированных конечностях. Он также испытывал боль от протезов и до конца жизни вынужден был ходить только на костылях. Став в 22 года инвалидом, Владислав пытается найти для себя новый стимул к жизни.
В госпитале Стржеминский познакомился с сестрой милосердия Екатериной фон Кобро — 18-летней дочерью русских немцев, которая работала добровольцем в офицерском отделении госпиталя. Девушка, которая в будущем станет известна миру как скульптор Катаржина Кобро, уже тогда была страстно увлечена искусством. Именно Екатерина вдохновила Владислава стать художником и поддерживала его во всех творческих экспериментах. В 1920 г. Екатерина выходит замуж за Владислава.
В 1918–1920 гг. Стржеминский руководил отделом искусства в Наркомпросе РСФСР и одновременно преподавал вместе с Владимиром Татлиным на СВОМАСе. В этот же период Владислав тесно общался с основателем супрематического движения Казимиром Малевичем. Именно под влиянием последнего Владислав создает свою теорию унизма. В 1922 г. вместе с женой переезжает в Польшу. В 1924 г. Стржеминский и Кобро были в числе основателей варшавской группы художников "Блок", которая выпускала одноименный авангардный журнал. Именно журнал "Блок" опубликовал первые теоретические изыскания художника — в дальнейшем Стржеминский развил и конкретизировал свои идеи в книгу "Унизм в живописи", написанной в 1928 г.:
"Давно пора пересмотреть понятие изобилия формы и других родственных идей. Даже поверхностный анализ этого понятия показывает, что под изобилием формы мы понимаем именно то, что разрушает единство картины, разделяет ее, и вместо органического единства производит механический конгломерат частей, которые не могут быть объединены. Теперь не контраст должен быть критерием для художественной формы, но ее единство и средства создания этого единства".
В унизме Стржеминский заменил разнообразие форм однородной поверхностью, а композицию — ритмической структурой. Вся поверхность картины покрыта структурными элементами постоянно повторяющихся фрагментов, паттерн без центра и обрамления, без определенного порядка и иерархической структуры. Живопись художника не ограничивается рамками картины, а простирается за пределы холста, так же как и у Пита Мондриана. Стржеминский постепенно отказывается и от разнообразия цвета, присущего его ранним работам, сведя колорит до нюансов одного цвета.
Радикальная работа "Унистическая композиция 8" — прекрасная иллюстрация теоретических изысканий живописца. Художественная структура покрывает поверхность картины как тонко сплетенная однородная сеть, при этом она не является механической или стерильной. Отчетливо видно, что мазки делались вручную и краски оживленно мерцают на поверхности холста нежными оттенками охры. Цветовые нюансы как бы растворяются, но в то же время, паттерн отчетливо виден. И хотя отважные попытки Владислава Стржеминского найти новые пути развития живописи не были оценены по достоинству в свое время, несколько десятилетий спустя они послужили отправной точкой для постживописной абстракции.
"Движение глаза, природа линии, проведенной зрительно в движении, становятся одним из главных элементов нового визуального содержания".
— Владислав Стржеминский.