Пионер геометрической абстракции, создатель супрематизма, художник и теоретик искусства — Казимир Малевич (Kazimir Malevich) — навсегда изменил мир на "до" и "после". Созданное им новое направление в живописи в полной мере отразило всю революционность эпохи, в которой жил художник.
Казимир Малевич, прежде работавший в кубизме, футуризме и алогизме, создал первую супрематическую работу в 1913 г. (Супрематизм — от лат. supremus — высший, высочайший — направление в искусстве, метод выражения структуры мироздания в простых геометрических формах.) Зарождение нового стиля в живописи произошло во время работы над декорациями для оперы "Победа над Солнцем". Опера должна была сочетать в себе алогизм слова, музыки и изображения. "Победа над Солнцем" — аллегория солнечного затмения. В отличие от наших предков, которые считали затмение дурным предзнаменованием, создатели оперы видели в нем триумф нового мира, победу техники и науки над природой, торжество разума над стихией. Создавая декорации для пятой сцены первого акта, Малевич никак не мог найти нужные цвета и формы. И вдруг его осенило. Художник изобразил черный квадрат на белом фоне, что стало пластическим выражением победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы — черный квадрат появлялся вместо солнечного круга. Позже, в 1915 г., автор перенес изображение супрематического квадрата на холст, но датировал картину 1913 г. — главное, когда идея родилась, а не когда появилось ее физическое воплощение.
Обманчивая простота шедевра русского авангарда часто вызывает бурную полемику. При внимательном изучении "Черный квадрат" оказывается подобен математической формуле. Малевич нашел точное соотношение черного и белого на холсте. Он также продумал, с какого расстояния следует смотреть на картину. На картине художник изобразил не квадрат, а приближенный к нему неправильный четырехугольник — это было сделано намеренно, дабы придать композиции небольшую динамику. Цвета на картине также были использованы Малевичем не случайно. Черный и белый как две противоположности и два абсолюта — они оба сочетают в себе все цвета, с той лишь разницей, что черный объединяет цвета в минимальной яркости, а белый — в максимальной. Кроме того, за столетия эти два цвета кардинально поменяли свое значение в русской культуре. В Древней Руси белый цвет был символом смерти (цвет пустоты), а черный — цветом жизни (как свежевспаханный чернозем). Позже черный стал считаться цветом траура, а белый — символом света, чистоты и начала.
Настоящая икона современного искусства — "Черный квадрат" — была впервые представлена публике в 1915 г. на "Последней футуристической выставке картин 0,10" и, как положено иконе, висела в красном углу. Непреодолимая линия, между искусством прошлого и искусством будущего была проведена.
Малевич выделил в супрематизме три стадии: черную, цветную и белую. "Черный" период представлял триптих "Черный квадрат", "Черный крест" и "Черный круг". В этих работах художник начинает исследовать форму в живописи. Черный квадрат — это нулевая форма, и уже из квадрата рождались другие формы. Если перемещать квадрат, он трансформируется в форму креста — что означало рождение новой формы из "нуля форм". Если квадрат вращать, он превратится в круг — символ бесконечного движения.
"Цветной" период начался также с квадрата, но на этот раз красного, и завершился полотном "Supremus № 58". Казимир Малевич создает точно выверенные композиции с различными геометрическими фигурами тщательно подобранных цветов. Абстрактные произведения художника — это импульс энергии, обращенный в строгие математические формулы. Словно выхваченные из пространства и времени многофигурные композиции с продуманной колористикой кажутся объемными и подвижными. Как писал сам Малевича:
"Самоценное в живописном творчестве есть цвет и фактура — это живописная сущность, но эта сущность всегда убивалась сюжетом".
"Белый" период супрематизма обозначила серия полотен "Белое на белом". Первой фигурой в этом цикле также становится квадрат. Художник пытается переосмыслить прежние формы и находит абсолют живописи. Белые фигуры на белом фоне едва различимы. Построенная на тончайших нюансах колористика с использованием разных оттенков одного цвета произвела новую революцию в искусстве. Казимир Малевич опередил свое время и вдохновил многих художников на создание монохроматической абстрактной живописи. В своей книге Малевич признавался, что создание работы "Белое на белом" ("Белый квадрат на белом фоне", 1918 г.) стало неким открытием тайны понимания всего, что есть в мире. Белый цвет в этих работах не пустота и не фон, а сама энергия, необходимая для творчества. Лишь в такой минималистичной форме художник смог выразить всю ту безграничность познания, которая раскрылась перед ним.
Цикл становления супрематизма достиг своего апогея и сменился серьезным творческим кризисом в жизни Казимира Малевича. В его собственном мироощущение искусство достигло совершенства, а значит, художник стал больше не нужен — теперь он пережиток прошлого.
"Искусство не знает ни света, ни темноты, то и другое равно прекрасно, и то и другое составляют контраст, творящий красоту; нет ни белого, ни чёрного. Оно, Искусство, всюду равно".
— Казимир Малевич.