8.2. Ладейная пешка и король против короля.
Рассмотрим окончания, в которых у одной из сторон есть король и пешка, а у другой только король. Данные позиции разделяются на 2 основные группы:
1. Пешка крайняя (ладейная);
2. Пешка не крайняя.
Начнем разбор с первого пункта. Когда пешка крайняя, то в большинстве случаев получается ничья.
Ничья происходит в следующих случаях:
1. Король слабейшей стороны находится или может встать перед неприятельской пешкой, как на диаграмме 8.2.1. Король черных может встать на поле а7 и преградить дорогу пешке белых. Возможный вариант: 1. а6+ Кра7 2. Кра5 Кра8 3. Крb6 Крb8 4. а7+ Кра8 5.Кра6 = (получился пат).
2. Король сильнейшей стороны заперт на краю доски перед своей пешкой. В таких ситуациях королю слабейшей стороны необходимо находиться через вертикаль от неприятельского короля, чтобы не дать тому выйти из края. На диаграмме 8.2.2. король белых заперт на вертикали h, а черный король не дает ему оттуда выйти. Возможный вариант: 1.
Крh8 Крf8 2. h7 Крf7 = (пат).
Как же вести себя королю выигрывающей стороны, чтобы пешка все же прошла? Нужно оттеснять короля соперника от своей пешки занимать ключевые поля (при ладейной пешке b2,b7 и g2,g7). Ключевые поля - поля, занятие которых королем приводит к выигрышу, в независимости от очередности хода. Чей король займет данные поля - тот и выиграл (под выигрышем за черных мы понимаем ничью в подобных ситуациях). Выигранная позиция для игрока с пешкой показана на диаграмме 8.2.3. Выигрывает: 1. Крb7! Король белых занял ключевое поле b7 и не пустил короля соперника к пешке. Далее на любые ходы черного короля белые проводят пешку в ферзя.