Найти в Дзене
ГодЛитературы

И себе, и людям. 5 поэтов-организаторов

Оглавление

Стефания Данилова не только пишет популярные в Сети поэтические произведения, но и организует вокруг себя поэтическое пространство. И рассказывает о тех, кто занят тем же

Фото: maxpixel.net
Фото: maxpixel.net

Текст: Стефания Данилова

На литературных порталах можно часто встретить интервью и статьи в духе: «5 заметных сетевых поэтов», «Топ-10 поэтов современности», «Самые популярные живые поэты». Перед вами — подборка деятелей культуры с «альтруистической жилкой». Они создают проекты разного масштаба, открывают литературному процессу новые имена... Но все ли в курсе, что они – не только организаторы, но, в первую очередь, сами интересные поэты?

Алексей Витаков

Алексей Витаков. Фото предоставлено автором
Алексей Витаков. Фото предоставлено автором

Фестиваль авторской песни «Покровский собор» в соорганизаторстве с Михаилом Хубутия собирает тысячи зрителей в самом сердце Москвы – Гостином дворе. «Покров» теперь «покровительствует» не только бардам, но и поэтам: в 2022 году для них было проведено целых два конкурса в соорганизации со «Стихи.ру», и лауреаты узнали, что такое по-настоящему большая сцена. Алексей Иольевич – душа форума-фестиваля «Капитан Грэй» в Мурманске. Его песни живут в стареньких плеерах, у костров, в плейлистах…

Позиционирует ли себя Витаков именно как поэт? На фестивалях его можно встретить скорее с неизменной гитарой, нежели просто у микрофона. Однако, в биографии автора этому аспекту уделено солидное внимание: вот ряд публикаций в журналах, а вот и литературные премии.

Его лирика напоминает заснеженный русский пейзаж, проносящийся за окном поезда. Это поэтика неочевидного и ювелирно точного: «но золотился от свечи веселый гвоздь». Не всем хватает поэтического внимания писать об этом. Идёт диалог поэта с заокеанским Бродским (все же помнят про благодарность изо рта, пока не набитого глиной?): «Хранитель мой, благодарю / За то, что раны есть на крыльях / За то, что ртом, набитым пылью, / Порой о небе говорю».

Лирические герои поэта пьют чай, по-доброму посмеиваясь над невзгодами. Потому что именно и этим следует заниматься поэтам как можно чаще. Именно такой культурой дышат витаковские фестивали. Там поют и дружат. И… там светло.

-3

Кира Грозная

Кира Грозная. Фото предоставлено автором
Кира Грозная. Фото предоставлено автором

Руководить журналом — дело тяжкое, а местами и неблагодарное: откажешь графоману — навек запомнит, опубликуешь гения — воспримет как должное… Но эта женщина с говорящей фамилией не даст спуску ни первому, ни второму. Она известна многим как главный редактор престижного журнала «Аврора». Публикация в нём по-прежнему считается одними из «ворот в литературу». Сотни авторов прошли сквозь них за годы работы Киры Анатольевны: прозаики и поэты, мэтры и дебютанты…

Другие «многие» знают Киру Грозную как прозаика, лауреата премий. Это книги «Озябнуть в Зимбабве», «Мертворожденные дети Эдит», «Кудряшка». Критики именуют её-прозаика «певцом окраин, новостроек и непрестижных многоэтажек». Не «сказочное Бали», и даже не Рублёвка, где всё пахнет лакшери. Усталая продавщица в продмаге и слов-то таких не знает, пробивает обычным нам обычные продукты, чтобы мы приготовили обычный ужин. Обычно поцеловали друг друга перед сном. Разве что сны у нас ещё имеют право быть необычными.

Но есть и Кира Грозная — поэт. Ее стихи — это сценки, которые ежедневно разыгрывает перед нами не чужая, а наша жизнь. «Городок, который мал, как форма школьная» — именно о жителе таких городов пишет поэт Грозная, и о его мечте: «Продаю свои «метры» соседям-киргизам, / продаю весь свой бизнес и прежнюю жизнь, / ухожу босиком по карнизу…», потому что «бывает такая усталость, что / ни взлететь, ни упасть без сил».

Предположим, что проза Киры Грозной — огромное дерево, а поэзия – цветок подле. Но весной на них распускаются одного цвета бутоны. Остаются два вопроса. Почему у поэта Грозной всё ещё нет книги? И кому следует отвечать на этот вопрос?

-5

Ника Батхен

Ника Батхен. Фото предоставлено автором
Ника Батхен. Фото предоставлено автором

Местечковые «междусобойчики» перестали интересовать г-жу Батхен уже давно: она соревнуется только с равными по силе. Известность за пределами литературного сообщества Ника получила благодаря своим фестивалям: «Никафест», «Книжные дети» и «Волшебная зима». С недавнего времени Батхен работает и в продюсерском центре «Всемпоэзии», продвигая поэтов и музыкантов. Но достаточно ли времени и внимания уделено поэтической ипостаси?

Представьте себе стеклянный флакон ручной работы, в котором волшебная смесь лаванды, приближающегося шторма и… вашего самого счастливого романа. Вы вдыхаете этот аромат и... оказываетесь где-нибудь в симеизском домике, где алыча, соседские дети и ничего плохого случиться не может. Или на горе Ай-Петри, окутанной таким шерстяным туманом, что способен смягчить даже самое каменное сердце. Или на ночном опенэйре, где хиппи с выгоревшими волосами танцуют под барабан... Это новая, громкая, хитовая книга Ники Батхен «Крымская соль». Полное погружение в тайну Полуострова. И это – только одна из граней. В обширном творчестве Батхен вас ждут трагедии ирландских королей, беспокойные сны сибирского города Мангазеи и беспощадный кармический бумеранг, прилетевший ковбою за то, что когда-то он убил бобрёнка. Поэзия Ники – это домашняя библиотека потрёпанных, недолюбленных книг, украденных из мест, где по отношению к ним совершали худшее преступление – непрочтение. А в руках поэтессы их слова и сюжеты счастливы, потому что на них наконец-то посмотрели.

Батхен – это мультижанровый автор, её работы уместны и в толстых журналах, и на Московском поэтическом слэме, и в крупных пабликах. Всё включено: изящная языковая игра, танго сказочных снов и суровой реальности – и любовь, без которой можно, но не нужно.

-7

Влад Павловский

Влад Павловский (третий слева). Фото предоставлено автором
Влад Павловский (третий слева). Фото предоставлено автором

Перед нами таинственный «серый кардинал» современной поэзии. Этот человек не гонится ни за публикациями, ни за наградами: он постиг какой-то особый дзен. У него есть страшная свобода делать в литпроцессе то, что он хочет. Пить с кем-то запанибрата, пытаться кому-то понравиться – все это не про него. Влад — персонаж тех самых шлягеров, которые поются у походных костров или на кухнях, только не под безудержный алкоголь, а под чай с имбирём.

Он создаёт в Москве «Фестиваль поэзии и акустического рока». Корреспонденту «Года литературы» удалось побывать на двух: «Значит, нужные книги ты в детстве читал» в честь В. Высоцкого, и «Времетрясение» ко 100-летию Курта Воннегута. Похож – разве что гребенщиковский фестиваль «Части света», где Борис Борисович привозил интересных малоизвестных музыкантов с разных материков.

Здесь и два соорганизатора проекта: викканский менестрель Александр «Сэро» Коньков и «терапевчий» (певец-терапевт) Павел Федосов с честными песнями об изнанке нашей души. Пропустившая через себя А. Башлачёва поэтесса Тейт Эш. Поэт простых слов и непростых смыслов Юлия Толок. Сонграйтер группы «Арктида» Татьяна Белянчикова. Самобытный чтец Хармса под аккордеон Евгений Котов. Неотмирный Станислав ARFEI Приленский. И все они выстроены в продуманную композицию: от медленной завязки к обжигающей кульминации, а потом плавный спад, переходящий в послевкусие, которое остается с посетителем надолго.

В финале фестиваля Влад выходит на сцену и исполняет «Смейтесь, поэты, чаще», используя каждое слово как элемент считалки и на последнем слове разыгрывая свою книгу «Майский день». Иногда вместо «Смейтесь» он читает это стихотворение.

-9

Ирис Аполло

Ирис Аполло (в центре, с цветами). Фото предоставлено автором
Ирис Аполло (в центре, с цветами). Фото предоставлено автором

Её картины, в основном, вдохновлённые античностью, живут в частных коллекциях, галереях и музеях. Она регулярно организует «Ирисники» — салонные вечера в галереях, где модели из Школы Анны Комкиной показывают японские кимоно и рассказывают о значении каждого узора, а оперные певцы делят сцену с современными поэтами.

Сама владелица салона не всегда берет слово на своей сцене. Но если все же решается проявиться как поэт, то ее стихи звучат под неизменный Irfan, и это некое таинство. Женщина Ирис исчезает, и приводит вместо себя Эгейское море. Бутылки вина на небольшом фуршете становятся древними амфорами. Но, несмотря на их наличие, торжествует не дионисийское, а аполлоническое начало.

Лишь недавно работы Аполло были приняты к публикации в журнале «Аврора», и автора можно поздравить с дебютом. Плотно работая в координатах мира художников, Аполло избежала подражательности, которая идет побочным эффектом, когда автор неразлучен со средой коллег. Ее голос живой и мерцающий, как звезды над милым греческим поселком Паралия-Катерини. Не так далеко от горы Олимп, где и живет любимый бог поэтессы-художницы — Аполлон.

-11