Команда АНО «Молодежное движение корейцев Москвы» уделяет большое внимание культуре своего народа, старается познакомить общество с каждой ее составляющей, в том числе и творческой. Танцы являются неотъемлемой частью выражения эмоций и чувств с давних времен, через них говорил не только один человек, но и весь народ.
Помимо всего прочего, хореографическое искусство — это красиво, из-за чего мы даже покажем его на нашем мероприятии, посвященном корейскому новому году — Соллаль (설날). Но это искусство разнообразно, невозможно рассказать и показать все корейские традиционные танцы на одном концерте, поэтому чего мы решили познакомить вас с видами танцев в этой данной статье.
А для настроения при прочтении статьи рекомендуем включить расслабляющую корейскую традиционную музыку.
Корейские танцы, как и любое искусство, зарождались в древние времена, но их развитие начинается с эпохи Трёх Государств вплоть до конца династии Чосон. Хореографическое искусство пережило и трудный момент в истории Кореи японскую оккупацию, а в полной мере смогло раскрыться только в начале 21 века.
Первые упоминания о танцевальной культуре приходятся на 4 век, они были обнаружены на стенах гробницы Муёнчхон в районе Тунгоу.
Когда образовались три полноценных государства (Силла, Пэкче и Когурё), корейский народ оказался под влиянием народов Манчжурии, российского Приморья в то время, а больше всего — Китая, который распространял конфунцианство и буддизм. В корейском танце проявляется система личного духовного обогащения. Правильное исполнение того или иного танца требует длительных, утомительных тренировок и полной концентрации над своим телом. Тоже самое вложено в учения буддийских монахов о медленном, но действенном самосовершенствовании себя.
Со временем три государства объединилсь и образовалось единое государство Силла. С этим периодом связан праздник Пальгванхэ 팔관회, которому уделяли много внимания. Он посвящался древним религиям и буддизму, а танцы, которые исполнялись во время него, почитали духов неба, речных и горных божеств, бога драконов. Именно здесь танец сопровождался корейской музыкой, а не китайской.
В конце эпохи Силлы зародился древнейший вид танца Чхоёнму и стал очень популярным в следующей эпохе после распада объединенного государства — эпохе Корё. Самыми же популярными номерами были Чонсаму (воинский танец) и Саджаму 사자무 (танец в маске львов).
В эпоху Чосон стали развиваться дворцовые танцы. Они исполнялись во время празднеств при дворце, в честь уважаемых людей, несли в себе возвышение королевсокого рода и благородства. При исполнении дворцовых танцев — «комму» 검무 и «чхоёнму» 처용무 каждый танцор одевался в яркий костюм с дорогой отделкой.
В этом периоде также стоит выделить народные крестьянские танцы, потому что они достигли широкого распространения, ведь сельское хозяйство наконец претерпело подъем. К тому же, культурный уровень обычного народа стал выше. Как и любое народное гулянье, танцы отражали жизнь населения, а также какие-либо протесты против государственных порядков. Наиболее популярными были танцы «тхальчхум», «сандэнори», «сынму», «мусокчхум», «кокдугакси», «тхэпхёнму», «ханнянму» и «сальпхури». Подробнее стоит остановится на самых известных — «тхальчхум» и «сандэнори», которые исполнялись в масках. В танце осуждали современное общество, смеялись над аристократами и монахами. Позже (в 1930 –1960 гг) появились схожие танцы «чангучхум» и «пучэчхум». Все эти хореографические номера сочетают в себе прошлое и настоящее.
Для примера можете посмотреть, как исполнялся один из вариантов танца в масках “тхальчхум” — бонсан тхальчхум (봉산탈춤).
В 15 веке в народе исполнялись старинные песни и танцы о сельскохозяйственном труде, быте, обрядах и других занятиях простых людей. Особое место занимал в этот период ритуальный шаманский танец мудань 무당춤, так как вера в духов природы по-прежнему была очень сильна.
Во время правления короля Седжона, девятого императора династии Чосон, произошла реставрация конфуцианской музыки, относящейся ко времени китайских династий Сун (960-1279 гг.) и Мин (1368-1644 гг.). Появился новый жанр — Чонгмё череак или конфуцианская церемониальная музыка, под неё и исполнялись церемониальные дворцовые танцы.
Интересный момент: в Китае эта традиция исчезла, но в Сеуле данную музыку и сопровождающие танцы можно услышать и увидеть даже сейчас
Весь период существования династии Чосон считается «золотым веком» в культуре и искусстве Кореи, позднее наступает тяжелое время и закат эпохи: Корея с 1910 по 1945 гг. являлась японской колонией во время русско-японской войны. Несмотря на это, влияние Японии на культуру Кореи было незначительным. Стоит отметить лишь появление нового жанра музыки, от которого пошла современная поп-музыка — трот. Он сформировался под влиянием японской, корейской и других культур. Данная музыка поднимала дух корейского народа, была легкой для пения и танцев.
После поражения Японии во Второй Мировой войне, Корея стала свободной, но в 1948 году была разделена на два государства - КНДР и Республика Корея, однако хореографическое искусство сохранило в себе всю историю, что копила на протяжении нескольких веков и рассказывает нам её сейчас.
Занимаетесь ли вы традиционными корейскими танцами? Какой больше всего заинтересовал, может рассказать подробнее о классификации и отдельных номерах?
Автор статьи — Марина Симонян, резидент МДКМ