Найти тему
Незримая помощь

МАРШРУТЫ ПАЛОМНИКА. Пять удивительнейших храмов России

В нашем Отечестве существует множество православных храмов. Некоторые из них знамениты на весь мир и, подобно собору Василия Блаженного, являются символами России, без которых немыслимо представление о ней у иностранцев. Некоторые пребывают в безвестности, поскольку находятся далеко от мегаполисов и больших городов, и некому рассказать о них людям. Но есть в государстве нашем и такие удивительные храмы, увидев которые испытываешь настоящее изумление: настолько поражают они паломников своими непривычными внешними формами и невероятным архитектурным замыслом, заложенным в них гениальными создателями, подобного которому не увидишь более ни в каком ином месте.

К таким удивительным строениям относятся, к примеру, следующие православные приходы:

1. «МЕСТО, ИЗБРАННОЕ ГОСПОДОМ ДЛЯ ПОКАЯНИЯ» - Костомаровский Свято-Спасский пещерный монастырь

Костомаровский Свято-Спасский монастырь VIII века в глубине меловых гор
Костомаровский Свято-Спасский монастырь VIII века в глубине меловых гор

Эта необычная обитель одна из самых древний на территории нашей страны. Находится она в Воронежской области.

Исследователи полагают, что основали ее монахи, бежавшие из Византии в VIII веке во времена иконоборчества. Русь в то время тоже еще была языческой, и потому христианам приходилось проводить богослужения в скрытых в недрах меловых гор пещерах, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания.

В XVII-м столетии это святое место было несколько переустроено бежавшими на Дон иноками-малороссами, не желавшими искажать свою праведную веру в угоду униатам. К тому времени, после Азовских походов Петра Великого, здесь было уже спокойно, хотя ранее земли эти подвергались многочисленным набегам иноплеменников.

В обители сохранились древние кельи затворников. Последним из них был блаженный старец Андрей, тайно подвизавшийся здесь в 1959-1972 годах – до тех пор, пока его не сбросил с каменного уступа монастыря председатель Юдинского сельсовета. Этот подвижник оставил рукописи, в которых за три десятилетия предсказал, что на месте этом возродится обитель. Однако, будет она уже не мужская, а женская. Притом старец Андрей назвал также и имена сестер, которые будут населять ее. А еще он сообщал верующим, что Костомаровский монастырь – место не простое. Оно избрано Господом для особенно глубокого людского покаяния.

И это, действительно, так. Здесь есть особая, очень древняя пещера, именуемая с давних пор Пещерой Покаяния, имеющая удивительное устроение. Входящий в нее богомолец, идя на исповедь, проходит несколько десятков метров по абсолютно темному пустынному коридору, освещая себе путь лишь едва заметным пламенем мерцающей свечи. Это помогает кающемуся человеку глубже осознать свою беспомощность, свою зависимость от Создателя в мире, полном опасностей и хитроумных демонских ловушек, и сокрушить живущую почти в каждом человеческом сердце гордость.

В 1903 году здесь заложили уникальный пещерный храм в честь преподобного Серафима Саровского, прославленного в тот год в лике святых. Однако освятили храм только через столетие, поскольку строительные работы прервались революцией и последующими за ней долгими годами богоборчества. Тогда же пострадали и многие насельники обители, приняв мученическую кончину прямо в ее стенах.

Только лишь в 1998 году обитель возвратили верующим.

Главная ее святыня – чудотворный образ Костомаровской Божией Матери. Этой иконе около 200 лет, и она имеет второе название – «Богородица Расстрельная». Образ называют так потому, что на лике Пресвятой Девы имеются шесть пулевых отверстий, образовавшихся, вероятно, в годы гонений на Веру. С декабря 2001 года в течение 7 лет эта икона кровоточила. Перед ней молились воины, отправлявшиеся в Чечню.

"Богородица Расстрельная" - чудотворная реликвия Костомаровской обители
"Богородица Расстрельная" - чудотворная реликвия Костомаровской обители

2. «ХРАМ, УВЕНЧАННЫЙ ЦАРСКОЙ КОРОНОЙ» - церковь иконы Божией Матери «Знамение» в подмосковном поселке Дубровицы (Подольский район)

Знаменская церковь в подмосковных Дубровицах
Знаменская церковь в подмосковных Дубровицах

Вынашивая идею строительства данного храма, князь Борис Голицын, которому принадлежали некогда эти земли, хотел возвести в своем имении православную церковь в лучших традициях западных соборов. Поэтому здесь нет настенных росписей - предполагалось, что вместо них приход украсят статуи святых.

Церковь эта полностью выстроена из местного камня, из которого построен и весь старый Подольск.

Форма ее представляет собой Греческий Крест, в середину которого встроена восьмигранная башня. Ажурный рельеф выполнен с большим мастерством, а основание храма украшено растительным узором. К сожалению, в советские годы церковный архив уничтожили, и потому имя архитектора осталось неизвестным. Предполагают, что возвели это невероятной красоты строение итальянцы или саксонцы.

Но главное, что бросается в глаза при любовании удивительной архитектурой храма, это то, что увенчан он настоящей царской короной! Считается, что это дань европейской традиции: церкви, в создании которых участвовали представители правящей династии, украшать царскими венцами.

Фасад здания украшают ангелы с Орудиями Страстей в руках, а также фигуры евангелистов. При входе установлены величественные статуи трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Внутри церковь тоже украшена скульптурными изображениями евангелистов и барельефными композициями сцен Нового Завета.

В храме находится старинный почитаемый образ Богородицы «Знамение», которому уже около 150 лет. А в 500 метрах от прихода находится целебный источник святой Параскевы Пятницы.

3. «ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ РУССКОЙ ЭСКАДРЫ НАД ОСМАНСКИМ ФЛОТОМ» - храм Преображения Господня в селе Красное Тверской области

Преображенская церковь в селе Красное
Преображенская церковь в селе Красное

Эта непривычного вида церковь выполнена в неоготическом стиле, совершенно нетипичном для русского зодчества.

Возвели ее на средства Марка Федоровича Полторацкого – сына священника, добившегося дворянского титула благодаря своему певческому таланту. Делами же, связанными со строительством этой удивительной церкви, занималась его супруга - Агафоклея Александровна, стремившаяся во всем подражать государыне Екатерине Алексеевне.

После победы Российского флота в Чесменском сражении, царица повелела архитектору Юрию Фельтену построить в честь этого торжественного события в Санкт-Петербурге необычной формы храм, а жена Полторацкого заказала ему же выстроить похожую церковь в ее имении.

Завершили строительство в 1790 году.

Внешний декор выполнили из белого камня. Над входом установили фигуры двух ангелов: один из них держит Крест, а другой – Трубу, которая в свое время призовет людей на Божий Суд и возвестит о Всеобщем Воскресении.

В 20-е годы прошлого столетия приход упразднили. В нем устроили клуб. Однако, после того как однажды, в разгар клубного представления, под танцорами провалился пол, заведение закрыли. Официально помещение отдали под склад, но местные жители, помня о случившемся, остерегались устраивать что-либо в этом здании.

В 70-е годы председатель красносельского колхоза отремонтировал церковь, проведя это по смете, как ремонт амбара. После этого колхоз стал процветать и, благодаря изобильному урожаю быстро выбился в миллионеры.

Богослужения возобновились здесь в конце прошлого века. Постепенно восстановили иконостас, создав его в той же древнерусской стилистике, в которой был он до упразднения храма.

Среди чтимых храмовых святынь – иконы святителя Николая, пророка Моисея и старинный образ первомученика Авеля, сына Адама, подобного которому больше нигде нет. А еще, по неисповедимому Промыслу Божиему, значительному числу не имеющих детей супружеских пар даруется потомство по молитвам, произнесенным на колокольне этого чудесного храма, после ударов в старинный церковный колокол.

В 4 км от церкви есть два источника, которые местные жители называют источниками с Живой и Мертвой водой. Один из них помогает в исцелении недугов, воду же из другого источника пить нельзя, но она прекрасно затягивает раны и помогает при болезнях глаз. Предание об этих родниках восходит ко временам святого Михаила Тверского, ратники которого много раз прибегали к их целительной силе. Приезжал сюда и Михаил Илларионович Кутузов ради облегчения страданий, причиняемых его больным глазом. Удивительно то, что источники эти чудесным образом не замерзают даже в самые лютые морозы.

церковь святого Иоанна Предтечи, возведенная над целебной водой источников
церковь святого Иоанна Предтечи, возведенная над целебной водой источников

4. «ПАМЯТНИК ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ» - храм Владимирской иконы Божией Матери в Быково

Данный храм считается одним из лучших образцов русской архитектуры XVIII-го столетия.

Возведен он архитектором Василием Баженовым по заказу бывшего владельца этих земель генерала Михаила Михайловича Измайлова, решившего построить церковь в память о безвременно почившей супруге - Марии Александровне Нарышкиной. Потому то строение это является не просто храмом, а памятником христианской любви. И архитектор Баженов прекрасно понимал чувства генерала, так как и сам к тому времени потерял любимую жену – его друга и опору Аграфену Долгову.

Владимирская церковь в Быково
Владимирская церковь в Быково

Храм этот двухэтажный. Нижний построили в 1783 году, освятив его в честь Рождества Христова. Верхний завершили через 5 лет после этого и посвятили Владимирскому образу Владычицы вопреки желанию генерала Измайлова освятить его в честь преподобной Марии Египетской – небесной покровительницы его супруги.

Несмотря на внушительные размеры, церковь полна изящества. Ее грани блещут пропорциями, а множественность строений благодаря гениальности зодчего создает гармоничную целостность. Венчают ее готические шпили, несвойственные православной культуре. К тому же стилю относятся и высокие стрельчатые оконные проемы.

Присутствуют здесь и другие архитектурные стили: византийский, использованный при возведении храмовой колокольни; стиль древнегреческий, в котором выполнены украшающие центральный фасад полуколонны; и русский стиль, представленный в виде «кокошников» над карнизами отдельно стоящих башен.

Фасады украшены барельефными медальонами с изображением четы Измайловых.

Нужно отметить, что в отделке храма имеется много символичных элементов. К примеру, между двойными арками полуколонн изображены шишки, символизирующие Воскресение, из семян которых возродится новая жизнь. А овальная форма здания символизирует ковчег, подобный Ноеву, в котором могут обрести спасение истинные последователи Искупителя.

Два гармонично изогнутых марша наружной лестницы ведут на второй этаж церкви. В первоначальном проекте лестницы не было. Ее пристроил уже позднее ученик Баженова – Матвей Казаков.

В годы атеизма храм подвергся разорению. Трое его служителей были расстреляны. В здании разместились швейная фабрика и склад. Возвратили строение верующим лишь в 1989 году.

Главной святыней этого прихода является чудотворная икона Владимирской Божией Матери, через которую богомольцам подаются многие исцеления. Здесь есть также чтимые иконы Спасителя и Рождества Христова.

прославленный исцелениями храмовый образ Божией Матери "Владимирская"
прославленный исцелениями храмовый образ Божией Матери "Владимирская"

5. «КУЛИЧ И ПАСХА» - церковь Святой Живоначальной Троицы в Санкт-Петербурге

храмовый комплекс "Кулич и Пасха" в Санкт-Петербурге
храмовый комплекс "Кулич и Пасха" в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге этот храм Троицким почти никто не называет. В народе ему дали иное именование – Кулич и Пасха.

Возведен он в 1787 году по проекту архитектора Львова на средства князя Вяземского - главы Ведомства юстиции и финансов.

Князь Вяземский, конечно же, вкладывал во внешние формы данного храмового комплекса смысл, совершенно отличный от главных блюд пасхальной трапезы. По замыслу главы юстиции, полукруглая ротонда Троицкой церкви должна была символизировать справедливость христианского правосудия, а трехгранная форма колокольни – три добродетели: истину, человеколюбие и совесть. Однако, эта замысловатая символика не прижилась в народе, в то время как более трогательное название «Кулич и Пасха» сохраняется за этим приходом уже более двух столетий.

Главной святыней прихода является икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками). Эти монетки накрепко приклеились к образу после пожара в часовне, где прибывал он ранее. После пожара лик Владычицы просветлел и от него стали подаваться прихожанам исцеления.

В храме есть и другие чтимые иконы: афонский лик Богоматери «Скоропослушница» и образ преподобного Нила Столобенского с частицей его мощей.

Настоятелем прихода с 1972 года является протоиерей Виктор Голубев – почетный горожанин, перенесший блокаду и тяжелое ранение в годы войны и получивший благословение на священничество у самого преподобного Серафима Вырицкого.

В годы атеизма церковь закрывали всего на 8 лет. В здании разместили библиотеку завода «Большевик», но уже в 1946 году богослужения здесь возобновились.

чудотворный храмовый образ Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками)
чудотворный храмовый образ Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (с грошиками)