Найти в Дзене

Как подружиться со своим ребенком.

Большинство либо не задумывается над вопросом дружбы со своим ребенком, либо априори считает, что такая дружба есть. На самом деле это не так. В своей работе я очень часто встречался с родителями, имеющими, если совсем по существу и без конкретики, одну и ту же проблему: отсутствие дружеской связи с ребенком. Видите, в чем дело… И именно эта связь используется для разрешения конкретных жизненных сложностей ребенка. Не только она. Помимо нее нужно и еще кое-что: опыт, воля, даже знание определенных психических закономерностей и другое. Но без более или менее дружеской связи с ребенком большинство его проблем решить просто невозможно. Вот и получалось у меня каждый раз, что вместо, казалось бы, естественной дружеской связи между ребенком и его родителями приходилось использовать такую же связь между ребенком и мной, учителем. Просто потому что у них этой связи не было. Поэтому решил описать конкретный пример установления такой связи. Тем более, что сейчас выкладываю статьи, которые соста

Большинство либо не задумывается над вопросом дружбы со своим ребенком, либо априори считает, что такая дружба есть. На самом деле это не так.

В своей работе я очень часто встречался с родителями, имеющими, если совсем по существу и без конкретики, одну и ту же проблему: отсутствие дружеской связи с ребенком.

Видите, в чем дело… И именно эта связь используется для разрешения конкретных жизненных сложностей ребенка. Не только она. Помимо нее нужно и еще кое-что: опыт, воля, даже знание определенных психических закономерностей и другое. Но без более или менее дружеской связи с ребенком большинство его проблем решить просто невозможно. Вот и получалось у меня каждый раз, что вместо, казалось бы, естественной дружеской связи между ребенком и его родителями приходилось использовать такую же связь между ребенком и мной, учителем. Просто потому что у них этой связи не было.

Поэтому решил описать конкретный пример установления такой связи. Тем более, что сейчас выкладываю статьи, которые составят цикл о школьной травле. И там этот пример будет уместным.

Для начала вспомним (или поймем), что это такое. Тут можно было бы привести различные слова классиков: и проза, и стихотворные строки. В век Интернета не нужно обладать большим кругозором, чтобы приводить примеры. Вот самое первое стихотворение, которое выдает поисковик:

Классики, безусловно, дарят нам кладезь полезнейшей информации. Она позволяют окрасить базовое понимание феномена дружбы всеми спектральными цветами. От простейших до самых сложных оттенков. Но если даже начитанному человеку задать простой прямой вопрос о дружбе, он серьезно задумается, как Пушкин на картине.

А что такое дружба?

Ответ на этот вопрос, данный учеными (приматологами, этологами и другими) привожу тут повторно. С их точки зрения, сформированной, между прочим, экспериментально-статистическим путем, дружба это:

Прочная устойчивая, относительно равноправная связь.

Какая совместная с ребенком деятельность удовлетворяет этим критериям? Дам подсказку: в определенном возрасте даже официальные возрастные психологи, выделяя её, называют "ведущей".

Правильно, это игра. Вот самая простенькая таблица:

-2

Я сейчас не буду говорить о позиции Эльконина. Она мне кажется весьма стройной. Только с точки зрения практика я знаю: самая обычная коллективная игра является одним из инструментов решения всех задач со второго до предпоследнего возрастного периода. Если же отойти от периодизации, то она (конечно, усложняясь) остается актуальной и значительно позднее 17-ти лет. А если учесть повсеместную инфантилизацию, то...

В общем, игра – верный путь достижения цели. На ее важную роль, кстати, еще Макаренко указывал в своей "Книге для родителей", приводя там конкретные примеры (рекомендую прочесть). Подобрав несколько интересных игр, вы решите три задачи по установлению дружбы: постоянство, устойчивость и равноправие.

У меня таких игр было много, на любую ситуацию, время года, настроение, способность к вниманию и уровень активности, количество игроков и т.д. От игр на природе, до совместных компьютерных. Помогал опыт детства, книги, наблюдение за школьниками. Тут главное, как вы понимаете, проводить с ребенком время. А не болтать с подругами, заниматься "жшопингом", пить пиво или смотреть футбол.

Среди большого списка интересных игр почетное место занимают настольные. Есть весьма сложные и долгие наподобие игр "Монополия" и "Шакал".

Игровое поле и фишки в игре "Шакал".
Игровое поле и фишки в игре "Шакал".

А есть самые простые, которые будут интересны ребенку. Моя дочь, например, в восторге от одной игры до сих пор, приближаясь к отметке совершеннолетия. Про неё и расскажу вам. Удивительно, но о ней в крупных городах знают мало.

Дочь с племянницей. 11 и 6 класс.
Дочь с племянницей. 11 и 6 класс.

Называется игра "Чапай". Правила просты. Шахматная доска устанавливается поперёк себя, на первых линиях рядами выставляются белые и черные шашки. После этого щелчком пальцев нужно посбивать бойцов противника. Если после удара с поля не вылетел "ударный" боец, то игрок повторяет удар. Если вылетел, то ход передается сопернику. После того, как на поле не останется ни одного бойца проигравшего, победитель устанавливает своих бойцов на следующий ряд клеток. И все повторяется заново.

Дочь под это дело даже маникюр на пальце делать не стала.
Дочь под это дело даже маникюр на пальце делать не стала.

Перевернувшаяся шашка является предателем и переходит к противнику вместе с ходом. Игрок имеет право отступить на один ряд, если у него есть завоеванная территория. Если игрок дотронулся до шашки или ударил мимо, то ход переходит к противнику. Доску двигать нельзя. При соприкосновении бойцов игроков вплотную, можно использовать "штыковую атаку": резко тыкать двумя пальцами в две шашки, выталкивая шашки противника. Всё.

Играйте с детьми больше, ищите интересные игры, прислушивайтесь к ним и как можно меньше выступайте в играх с позиции старшего и родителя. Вы должны быть там равноправны, руководствуясь только правилами.

Это один из способов установления дружеских связей с собственным ребенком. Удачи!