Заметка появилась благодаря комментариям к статье о ностальгии. «https://dzen.ru/a/Y7wOFlAsKBkGoqhn».
- Ностальгировать - неблагодарное занятие, пустая трата времени. Хорошо, что её нет. Хотя иногда нахлынувшие добрые воспоминания вреда не принесут.
- Ностальгировать хорошо, когда пишешь - настраиваешься на энергетическую волну.
- Но для обычного человека ностальгия всё-таки непродуктивна.
- Мне кажется, в любом человеке генетически заложена Ностальгия по Небу (в религиозном смысле) - это мое частное мнение. И малая ностальгия - всего лишь болезненный вариант высокой и продуктивной.
Из философского словаря - определение ностальгии.
(от греч. nostos – возвращение и älgos – боль)
Тоска по родине. Ностальгия всегда связана с воспоминаниями о прошлом, чаще всего о детстве.
Никогда не рассматривал ностальгию, как некое духовное переживание. Ну, сантименты? Да. Тоска по родине? Да. Кажется, все итак ясно: ностальгия – чистая психология: легкая грусть, но энергетически заряженная. Не а-патия. "А" – в смысле НЕТ. И патос – в смысле ЧУВСТВО. Ностальгия скорее понятие пафосное. И многое из поэзии или романтической литературы родилось именно из ностальгии. Если буквально, то – ност – возвращение – алгия – боль. И сразу всплывает, к примеру, Набоков.
"Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывет кровать,
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать".
Больно? Да. Поэтично? Да.
Однако ностальгия – не всегда плывущая в страну невозврата фантомная боль. Если вы почитаете первый том «Аскетических опытов» святителя Игнатия (Брянчанинова), то почувствуете, что ностальгия может иметь качественно иное измерение. Возвращение Домой для верующего человека – это соединение с Духом Благим, породившим все земное. Возвращение и тоска по Дому – это тоска по утраченному раю.
Вспомните, рассмотрите, удостоверьтесь, что вы здесь, на земле, кратковременные странники, что отечество ваше, вечная обитель – небо.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Возьму на себя смелость сказать, что почти все нестроения в нашей жизни - это скрытая тоска по раю, в котором жили первые люди. Могу себе представить, каким острым психически и тяжелым было переживание оставление Дома у первопроходцев в мир сей - генетически острым. У них еще оставались в памяти поколений переживания счастья единения с Богом - это была настоящая боль. Ломка, как сказали бы некоторые представители молодежи. Абстиненция. Может быть, сравнение не корректное.
В какой-то богословской книжке я прочитал другое: самочинное отъединения об Бога сравнили с болезнью подводника, который сам ножом перерезал на глубине кислородный шланг. Кессонная болезнь. Это хуже ломки.
Так или иначе ностальгия в высоком понимании этого слова - это постоянная боль по утраченному раю. А боль необходимо унимать. Кто не знает правильных средств (покаяние, очищение души, молитва, Таинства Церковные), тот прибегает к эрзацу. Отсюда и аналогия с абстиненцией, наркотической ломкой.
Устремим все внимание к ожидающей нас загробной жизни, не имеющей уже конца. Познаем Бога, заповедавшего нам познание Его и дарующего это познание Своим словом и Своею благодатью.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Человеку неверующему эти слова могут показаться странными. Призыв устремить все свое внимание к загробной жизни...Как это? Зачем? А как же - спешите жить?
Прав Достоевский - только вера в бессмертие может наполнить жизнь смыслом.
Когда-то мне показалась дикой и античеловечной мысль Фрейда о том, что каждый человек неосознанно стремится к самому устойчивому состоянию психики. А самое устойчивое, по его мнению, это смерть. Так он объяснял множество девиаций поведения, приводящих человека к гробовой доске.
Теперь я смотрю на его плоскостную идею иначе: это закодированная в каждом из нас на генетическом уровне тоска по раю. Парадокс? Возможно.
Желание жить - нормально. Но жизнь куда полнее окрашена, если не забываешь о Доме, в котором мы все рано или поздно окажемся.
А вы что думаете по этому поводу?