В феврале 2009 года бывший главный тренер «Спартака» Владимир Федотов в интервью «СЭ» в рубрике «Разговор по пятницам» вспомнил о работе в клубе и рассказал, за что отправлял в дубль молодого Артема Дзюбу.
– Классных защитников вам не хватало?
– Конечно. Например, Родригес в обороне – полный ноль. Поэтому на этой позиции наигрывал Кудряшова. Иногда бросал туда Шишкина.
– Моцарт своей способностью внезапно сдуться вас удивлял?
– Сегодняшнему Моцарту не хватает скорости. Нет ее – пусть будет хотя бы скоростное мышление. Как у Калиниченко или Титова. Но и этого нет.
– Бразильцы – особенный народ?
– Я вам расскажу, что это такое. Когда Романцев пригласил меня в «Спартак», там было четыре бразильца. На обеде всегда сидят за одним столиком. Проходишь мимо них – отрицательная энергетика бьет!
– Почему?
– Один играет, а остальные – на лавке. Все сказывается на результате. Двух бразильцев в команде вполне достаточно. Три – уже перебор.
– Квинси для «Спартака» отыскали вы?
– Очень жалею, что не смог раскрыть его способности. Обстановка не позволила. Второй случай – Кавенаги. Талантливый парень. Но его, как и Квинси, коллектив не воспринимал. Однажды Старков взял да и ляпнул игрокам: «Меня заставляют Кавенаги включать в состав». И это был конец. Аргентинца команда сразу похоронила.
Я во время установки смотрю футболистам в глаза. Там все написано – здесь человек или где-то далеко. Как называл фамилию Кавенаги, у всех ребят настроение падало.
– Внутри коллектива многое решал Титов?
– Если б решал, то управлял бы командой. А он – не управлял.
– Вам очень не хватало игрока, который будет управлять?
– Да. Хотя таким мог стать Ковач.
– Поразились, узнав, как из команды выставили Титова и Калиниченко?
– В Черчесове это есть – «показать всем, какой я!». Вот он и показал. Резать мясо можно и нужно, но все должно быть вовремя. Я помню, как говорил Бескову насчет вратаря: «Прохоров в «Спартаке» сдал, надо убирать...» Бесков качал головой: «Рано! Сначала зритель и руководители обязаны понять, что Прохоров уже не годится». Тянул до момента, пока не поняли все вокруг. Сразу Дасаева поставил. И тот через три игры был в сборной.
– Плетикоса как вратарь сильнее Ковалевски?
– Да. Это для меня больной вопрос. С Войцехом были отличные отношения, он выручал. А потом что-то случилось – до сих пор понять не могу что конкретно. Просто забрасывал мячи в ворота. На сборах я сказал: «Войцех, вынужден искать тебе замену».
– Это было ваше решение?
– Только мое. Никто из руководства по поводу Войцеха на меня не давил. Но он же нам чемпионат проиграл!
– Как-то вы сослали в дубль Дзюбу за то, что тот читал перед установкой газету. Неужели повод?
– Если игрок приходит на установку, он должен быть нацелен! С горящими глазами! А Дзюба явился поприсутствовать. Листать газету. Значит, ему тут не место.
– Дзюба с газетой в тот момент был не один.
– Я этого не видел. К слову, из спартаковских молодых выше всех по таланту ставлю именно Дзюбу. Но что-то мешает ему играть.
– Прощаться с командой вы не стали.
– Черчесов настолько хотел занять мой кабинет, что не дал времени приехать и собрать вещи. Я позвонил и попросил, чтоб женщины на базе весь мой архив сложили в коробки. Странно – неужели нельзя было подождать пару дней?
– С кем-то из «Спартака» продолжаете общаться?
– В «Спартаке» настолько сложная обстановка, что любое упоминание сыграет против человека. Хотя многие подходили ко мне, уходящему: «Григорьич, будет возможность – забери нас...».