История открытия
Пещера Альтамира, расположенная близ морского побережья в испанской провинции Кантабрия, известна сегодня всему миру как один из значимых памятников первобытного искусства, сохранившихся до наших дней.
Однако далеко не все знают о трагедии первооткрывателя удивительных росписей этой пещеры Марселино Санс де Саутуолы.
В далеком 1879 г. его маленькая дочь Мария, гуляя вместе с отцом по окрестностям семейной усадьбы и забежав в пещеру, обратила внимание отца на трудно различимые в пещерном мраке изображения на потолке.
За год до обнаружения живописи в Альтамире Саутуола, всегда интересовавшийся археологией, познакомился с экспозицией древних предметов (которые мы сейчас называем мелкой пластикой) на Всемирной выставке в Париже. Среди них были и гравированные изображения бизонов, очень похожие на те, что они нашли с Марией на потолке и стенах Альтамиры. Это породило у него первые догадки о принадлежности пещерной живописи к каменному веку. Он начал раскопки в пещере и пригласил на консультацию своего друга, известного специалиста по доисторической археологии, профессора университета в Мадриде Хуана Виланову, который поддержал догадку Саутуолы.
Вскоре они опубликовали первые сообщения об этом уникальном памятнике. А в 1880 г. на Антропологическом конгрессе в Лиссабоне Саутуола изложил свои предположения о том, что живопись, найденная в пещере Альтамира, относится к доисторическому времени. Это вызвало всеобщий общественный интерес. Однако вскоре крупные специалисты по археологии (Рудольф Вирхов, Габриэль де Мортилье и Эмиль Картальяк) категорически отвергли доводы о палеолитическом возрасте живописи. Мало того, Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, предположив, что эти рисунки были сделаны не первобытным человеком, а его другом-художником.
Справедливость восторжествовала только спустя два десятилетия, когда были опубликованы аналогичные гравировки из других пещер на территории Европы. Подлинность росписей Альтамиры теперь была признана даже скептиками. Оппоненты Саутуолы были вынуждены публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита, но самого Марселино к тому времени уже не было в живых.
В пещерном мраке
Залы Альтамиры, соединенные извилистыми коридорами, протянулись почти на 280 метров. Красочные полихромные фигуры и выполненные углем изображения на сводах и стенах пещеры объединяются в большие группы, но встречаются и одиночные образы.
Низкий потолок первого зала Альтамиры, который принято называть Большим плафоном, покрыт полихромными изображениями бизонов. Это внушительное панно является, наверно, самым узнаваемым памятником палеолитической живописи.
В самом лабиринте пещеры встречаются не только рисунки диких быков, но и лошадей, оленей, ланей и коз. Также от входа в пещеру до самого отдаленного ее участка располагается огромное количество знаков, точек и штрихов, нанесенных черной или красной краской, отдельные схематичные фигуры и прочерченные извилистые линии.
Наскальные изображения Альтамиры создавались не в одночасье, а на протяжении колоссального периода времени. И хотя ученые до сих пор спорят о точности датировок, можно сказать, что самые ранние, схематичные символы были нанесены рукой человека еще в эпоху Ориньяка, а возраст более поздних и самых знаменитых полихромных изображений, которые составляют основной массив фресок, соответствует периоду Мадленской культуры.
Увидеть своими глазами
Сегодня рядом с пещерой открыт современный музейный комплекс – Национальный музей и исследовательский центр Альтамира. Сама же пещера уже много лет закрыта для массового посещения из-за угрозы утраты наскальных рисунков. Однако неподалеку от настоящей Альтамиры создана ее точная копия, уникальные экспозиции которой открыты для всех желающих. Искусственная пещера – это результат работы огромного количества ученых, инженеров и художников, трудившихся не только над передачей аутентичной атмосферы исторического памятника, но и над созданием комфортной среды для посетителей.
Но чтобы увидеть знаменитые росписи Альтамиры прямо сейчас, совсем не обязательно ехать в Испанию. Сотрудниками музея была создана виртуальная анимированная экскурсия, доступная по приведенной ниже ссылке. При необходимости перевода ролика на русский язык можно воспользоваться переводчиком вашего браузера или настроить перевод субтитров.
Altamira, la cueva animada : [видео] / Carmen de las Heras, Alfredo Prada, Jose Latova, Antonio Gomez-Laguna. – 11.02.2020 г. – Изображение (движущееся ; двухмерное) // Museo Nacional y Centro de Investigación de Altamira : [официальный аккаунт на YouTude]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=5xvy8FEBrt0&t=361s&ab_channel=MuseodeAltamira (дата обращения: 14.10.2022).
Также на официальном сайте музея можно найти подробную информацию об уникальном памятнике палеолитического искусства, познакомиться с первобытными технологиями и условиями жизни людей в далекой древности.
Museo Nacional y Centro de Investigación de Altamira : [официальный сайт] / Ministerio de Cultura y Deporte – Gobierno de España. – URL: https://www.culturaydeporte.gob.es/mnaltamira/home.html (дата обращения 14.10.2022).
Чтобы разобраться в истории первобытного искусства, конечно, лучше обратиться к учебной и научной литературе. Список книг из фонда ЧОУНБ и электронных библиотек доступен по ссылке:
С правилами получения доступа к Виртуальному абонементу ЧОУНБ можно ознакомиться по ссылке:
https://chelreglib.ru/ru/pages/readers/services/virtabonement/
Лощилова Д.Ю. библиотекарь отдела книгохранения