Найти тему
История живописи

Картины Италино Брасса - дедушки известного итальянского режиссера

"Собор Святого Марка в Венеции", И. Брасс. Акварелей в творчестве художника было не так много, но перед нами одна из таких работ.
"Собор Святого Марка в Венеции", И. Брасс. Акварелей в творчестве художника было не так много, но перед нами одна из таких работ.

Вообще, звали его Italico, но во многих русскоязычных источниках его имя фигурирует именно как Италино, а не Италико. Малоизвестный в нашей стране итальянский художник родился в 1870 году, в семье виноторговца, который, конечно же, хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Но отпрыск предпочел совершенно другой путь: в 17 лет он уезжает на историческую родину отца и обучается в Мюнхенской академии художеств.

Фотография художника вместе со своей женой, начало XX века.
Фотография художника вместе со своей женой, начало XX века.

Затем он продолжил свое обучение в Париже в Академии Жюлиана. Там он встретил свою будущую жену, уроженку Российской империи Лину Ребекку Видгофф, студентку, обучавшуюся медицине. В итоге пара окончательно переедет в Венецию в 1895 году, и именно в этом городе художник проживет большую часть своей жизни.

Соответственно именно венецианские городские пейзажи (ведута) будут наиболее значительны в его творчестве, они в конечном итоге вытеснят портреты и жанровые композиции юности из репертуара излюбленных сюжетов художника.

"Lavena на площади Сан-Марко в Венеции", И. Брасс, 1911. Изображенное кафе на главной венецианской площади существует до сих пор и называется Caffe Lavena.
"Lavena на площади Сан-Марко в Венеции", И. Брасс, 1911. Изображенное кафе на главной венецианской площади существует до сих пор и называется Caffe Lavena.
"Венецианские маски у церкви Сан-Барнаба", И. Брасс, 1913.
"Венецианские маски у церкви Сан-Барнаба", И. Брасс, 1913.

В дальнейшем художник будет участвовать во многочисленных выставках и биеннале, причем достаточно успешно: так, одну из его картин приобретет итальянский король Умберто I. Проживая в Венеции, Брасс начнет не только писать ведуту, но и развиваться как исследователь и коллекционер венецианской живописи, в основном XVI-XVIII веков.

"Гондола в Гранд-Канале", И. Брасс. Частное собрание.
"Гондола в Гранд-Канале", И. Брасс. Частное собрание.
"Фейерверк в Венеции", И. Брасс. Частное собрание.
"Фейерверк в Венеции", И. Брасс. Частное собрание.
"Река Изонцо и хребет Саботино, Гориция", И. Брасс, 1914. Здесь будут идти бои между итальянской армией и австро-венгерской.
"Река Изонцо и хребет Саботино, Гориция", И. Брасс, 1914. Здесь будут идти бои между итальянской армией и австро-венгерской.

Вскоре после начала Первой мировой войны Брасс отправляется на фронт в качестве военного художника. Там, прямо на полях боев, он создаст множество рисунков, набросков и этюдов, часть из которых опубликуют в отдельном издании на его родине почти в конце войны.

Сразу после ее окончания художник выкупает сильно поврежденное здание старой школы Аббатства милосердия в Венеции и посвящает себя его реставрации. После ее завершения Брасс смог не только разместить там свою коллекцию античного и венецианского искусства, но и на чердаке устроить свою художественную мастерскую.

"Площадь Сан-Марко во время войны", И. Брасс.
"Площадь Сан-Марко во время войны", И. Брасс.
"Мост Пеума после бомбардировки", И. Брасс. Изображенный мост находится в родном городе художника - Гориции, на самом северо-востоке Италии.
"Мост Пеума после бомбардировки", И. Брасс. Изображенный мост находится в родном городе художника - Гориции, на самом северо-востоке Италии.

С 1930-х Брасс постепенно отходит от создания картин и постепенно всё более сосредотачивается на изучении и коллекционировании венецианской живописи. Он соберет внушительную коллекцию произведений искусства и живописи, среди которых будут картины известных итальянских художников Тинторетто, Тициана, Веронезе и Маньяско.

Отмечу, что несмотря на войну, коллекция не была разграблена: большинство работ были проданы на аукционах наследниками коллекционера и оказались в различных европейских и американских музеях, а одна из его работ даже смогла добраться до России:

"Канал в Венеции", И. Брасс, 1910-е годы. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва.
"Канал в Венеции", И. Брасс, 1910-е годы. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва.

Так а что насчет известного режиссера, спросите вы? Он был дедушкой Тинто Брасса, причем именно он имел самое прямое отношение к псевдониму режиссера, ведь его настоящее имя было Джованни. Дело в том, что именно Италико Брасс называл своего внука именем художника итальянского Возрождения "Тинторетто", впоследствии эта кличка сократилась до "Тинто".

"Прелюдия", И. Брасс. Эта картина уже гораздо ближе к творчеству внука художника.
"Прелюдия", И. Брасс. Эта картина уже гораздо ближе к творчеству внука художника.

Надеюсь, что сегодня вам было интересно, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, мне будет интересно почитать.

"Венеция со стороны гавани", И. Брасс. Частное собрание.
"Венеция со стороны гавани", И. Брасс. Частное собрание.