Найти тему
Кофе с Кандинским

Куртизанка или Мадонна?

Сегодня в рубрике "Разбор картины" изучаем знаменитый Меленский диптих: кто эти люди, почему Мадонна полураздета, зачем святому камень...

Жан Фуке. Меленский диптих. Ок. 1456. Картинная галерея, Берлин и Королевский музей изящных искусств, Антверпен
Жан Фуке. Меленский диптих. Ок. 1456. Картинная галерея, Берлин и Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Знаменитое произведение Жана Фуке состоит из двух частей, но увидеть его в изначальном виде сегодня, увы, невозможно. Левая часть находится в Берлине, правая – в Антверпене. Долгое время искусствоведы подозревали, что это две части одного произведения, но подтвердить догадку смогли только сравнительно недавно, благодаря новейшим способам определения возраста дубовых досок, на которых написаны работы. Дуб тот был срублен около 1446 года.

Несколько веков диптих висел над гробницей Этьена Шевалье в церкви Нотр Дам в французском городе Мелен, но потом был разделен и продан по отдельности - городу требовались деньги на ремонт церкви, а потому было решено пожертвовать картиной.

-2

Донатором (заказчиком) диптиха выступил Этьен Шевалье, королевский казначей – он изображен коленопреклоненным на левой створке, а за ним, на стене золотыми буквами написано его имя.

Интерьер с мраморными стенами и полом, в котором молится казначей, вероятнее всего списан с его дома, поскольку такие комнаты в стиле итальянского ренессанса была сравнительно редки в Париже XV века. Обильно украшенный мрамором и с большим количество витражей, особняк Этьена Шевалье современниками считался великолепным. В 1465 году в этом доме ужинал король Людовик XI, это считалось большой честью и знаком особого расположения со стороны монарха. Шевалье не был аристократом, но сумел достичь очень высокого положения и стал доверенным лицом сначала Карла VII, а потом и его сына Людовика XI. Карл любил окружать себя людьми из низов, которые добились всего с его помощью, только на них он мог полностью положиться.

Жан Фуке. Портрет Карла VII. 1444. Лувр, Париж
Жан Фуке. Портрет Карла VII. 1444. Лувр, Париж

Этот король знаменит тем, что в период его правления закончилась Столетняя война с Англией, а также он заключил мир с герцогом Бургундским, прекратив тем самым давние распри. Именно благодаря финансовому гению Этьена Шевалье осуществились многие из этих достижений. Один раз он даже лично одолжил королю 1100 ливров, возврата долга пришлось ждать долгие годы. Шевалье имел репутацию честного и неподкупного, именно поэтому сам Карл, а также его любовница и личный врач назначали его душеприказчиком в своих завещаниях.

-4

Рядом с Шевалье стоит его небесный покровитель – святой Стефан (по-французски Этьен) со своими атрибутами в руках. Этого святого всегда изображали с Евангелием и камнем, поскольку мученик принял смерть от побивания камнями. Роль святого в картине состоит в том, что он молит Богоматерь, изображенную на правой створке, о милости к Этьену Шевалье.

Книга в руках святого Стефана отсылает не только к Евангелию, но и к коллекции самого Этьена Шевалье, которым был большим почитателем иллюминированных рукописей, наравне с королем и небезызвестным герцогом Беррийским. В 1448 году Шевалье заказал часослов художнику Жану Фуке, автору этого диптиха, – 47 иллюстраций, сделанных Фуке, сохранились. В некоторых сценах из этого часослова также можно заметить Этьена Шевалье.

Вот несколько миниатюр из того манускрипта:

Привлекательная мадонна представляет собой загадку для ученых. Знаменитый историк Йохан Хейзинга писал о «декадентском безбожии» в отношении этой дамы. Все дело в полуобнаженной груди - ведь Фуке не изобразил сцену кормления младенца. В картине явно наличествует эротизм, обычно не свойственный изображениям святых. И все же есть теологическое обоснование подобному сюжету: точно так же, как Христос показывает Богу Отцу раны на своем теле, так и Мария демонстрирует грудь, подчеркивая свою роль заступницы людей на земле и в чистилище.

-6

Есть версия, что эта мадонна носит черты Екатерины, жены Этьена Шевалье, умершей в 1452 году, до создания работы. Гораздо вероятнее, однако, что это портрет Аньес Сорель, фаворитки короля, дамы, которая значительно продвинула карьеру Шевалье. Это подтверждается надписью на обороте, датированной 1775 годом и заверенной нотариусом: "Святая Дева с чертами Аньес Сорель, любовницы короля Франции Карла VII, скончавшейся в 1450 году".

Это может показаться странным, но в те временя мало кто посчитал бы это изображение кощунственным - писать грешницу как Деву Марию. Монарх, помазанный самим Богом, считался святым, и он наделял святостью все, к чему прикасался. Поэтому и левая панель диптиха была полностью выполнена в красном, белом и синем - геральдических цветах короля.

Для современников Аньес Сорель была просто "самой красивой женщиной в мире". Едва она появилась при французском дворе в 1443 году, в возрасте около двадцати лет, как король, вдвое старше ее, был совершенно очарован. Об этом свидетельствует Жорж Шастелен, хроникер герцога Беррийского и Энео Сильвио Пикколомини, впоследствии папы Пия Второго, который отметил в своих мемуарах: "За столом, в постели или в зале совета она должна быть всегда рядом с королем".

Жена короля меж тем была занята своими четырнадцатью детьми. Она была набожной женщиной и, согласно Шастелену, «у нее было лицо, способное внушить страх даже англичанам». Вот ее портрет:

Мастерская Ганса Гольбейна Старшего. Портрет Марии Анжуйской.
Мастерская Ганса Гольбейна Старшего. Портрет Марии Анжуйской.

Сорель, напротив, была прекрасна. Современники описывали как она появлялась на турнире верхом на жеребце в сверкающих серебряных доспехах, усыпанных драгоценностями, она высоко держала голову и носила "самые чудовищные" кружевные головные уборы и шлейфы, на треть длиннее, чем когда-либо носила любая другая принцесса. Однажды епископ даже пожаловался королю на вызывающее декольте Агнессы Сорель. Увы, жизнь этой красотки была совсем короткой, она умерла в родах.

Младенец Иисус на картине изображен с очень важным жестом - он указывает на Этьена Шевалье, словно бы говоря, что молитвы казначея услышаны и он может надеяться на милосердие.

-9

Сам Меленский диптих изначально был обрамлен деревянной рамой, обтянутой голубым бархатом, и украшен медальонами, изображающими эпизоды из жизни святого Стефана, а также автопортретом художника. Он, к счастью, сохранился:

Жан Фуке. Автопортрет. Лувр.
Жан Фуке. Автопортрет. Лувр.

Жан Фуке - фигура в некотором смысле загадочная, о его детстве и ученичестве ничего не известно. Когда он стал придворным художником французского короля сведений о нем прибавилось. Фуке бывал в Италии в составе французской миссии, там он общался с такими мастерами как Фра Анжелико, Паоло Учелло, Мазолино. У итальянцев он учился перспективе. В Меленском диптихе заметны влияния и нидерландской живописи – повышенная любовь к деталям, некоторая натуралистичность. А медальон с изображением самого Жана Фуке считается старейшим автопортретом в живописи - до Фуке художники если и изображали самих себя, то в составе многофигурных композиций.