Ворота в Закавказье открываются именно в Осетии, в Алагирском или Ардонском ущелье
Прозаичный вариант объясняется проходящей Военно-осетинской дорогой, а более романтичный - скалами, открывающими самые живописные картины с мятежной рекой Ардон и залежами драгоценных руд. Мест, хранящих вековые традиции, родовые тайны, здесь максимально много.
Вдали от горной реки можно увидеть огромную котловину, где отдельные части напоминают о древних селениях, разрушенных временем и людьми. Их было шесть. Расстояние друг от друга не превышало двух километров. Донисар, Дагом и Цамад стали наиболее интересными для археологов, проводивших здесь многочисленные раскопки.
Возле Дагома, в частности, удалось обнаружить древнее аланское захоронение местных, которые, предположительно, погибли от одной инфекции. Название этого села переводили по-разному, был вариант «дальнего» по месторасположению или от основателя Дагава. Эта территория стала местом притяжения не только исследователей, но и фольклорных сказаний. Считалось, что здесь решались главные судебные тяжбы средневековья. «Дагомский суд» считался самым авторитетным. Если в других ущельях споры не могли решить сами, шли в Дагом. Результат никто не смел оспорить. Дагом не только примирял кровников, но и навсегда «устранял» обиды. Местные жители показывают крутой склон с каменными «зубцами», с которого сотни лет назад сбрасывали виновных. В середине 19 века здесь проживало чуть больше ста человек, к середине 20 –ого – почти триста. Колхозники работали на пашнях, но после распада СССР почти все разъехались, остались руины семи фамильных башен.
В 600 метров от Дагома стоит Донисар, который до сих пор «охраняет» боевая башня. Но «мертвый» поселок привлекает только туристов. В основном они едут посмотреть на склепы. Все дзаппадзы здесь разные – рядом с полуподземными стоят полноценные сооружения с кровлей и архитектурной прорисовкой. Отважившимся заглянуть внутрь предстанет «картина», достойная фильма – множество черепов и человеческих костей. Погребения относят к периоду 17-19 веков. Интерес представляет и сохранившееся святилище в виде каменного столпа. Недалеко есть еще одно, посвященное божеству, которому молились от страшных болезней. Родовых башен в Донисаре было много, но выделяются две- Бзыковых и Хестановых. Первая построена для очень большой семьи и признана самой неприступной. Через 400 метров от нее на огромном валуне стоит башня второй семьи. Шестнадцатиметровое сооружение считается самым архитектурно украшенным – фасадные кресты, углубления, арочные окна. Пять этажей построены максимально сейсмоустойчиво. От врагов семью защищали двери на уровне скалы, которые вели неприятелей прямиков в капкан.
Селение Цамад стало родовым сразу для нескольких осетинских фамилий: Пагаевы, Черчесовы, Тотиковы, Касабиевы и другие. В 2010 году здесь осталось жить всего два человека, которые рассказывали туристам родовых башнях фамилий, центральная из которых имеет даже подземное святилище.
фото: Денис Абрамов. РИА Новости
Валерия Поддаева