Знакомство с проектом Tiên Thiên Trà проходило у меня в два этапа — сначала мы всей нашей честной компанией посетили их чайную в Ханое, а потом отправились на производство, которое расположено не очень далеко от Лаокая. Такое двухэтапное знакомство, как это ни странно, крайне затруднило целостное восприятие проекта. Ну потому что данных оказалось слишком много для быстрых и поверхностных выводов, но недостаточно для более или менее полного анализа. Так что рассказ о Tiên Thiên Trà (читается как «Тьен Тьен Ча») я просто составлю из набора самых ярких впечатлений, почти никак не связывая их между собой.
И начну сразу с козырей. На втором этаже чайной Tiên Thiên Trà в Ханое есть приватное чайное пространство, из панорамного окна которого открывается самый роскошный вид из всех, что я когда-либо видел за окнами чайных. Это вид на традиционный для многих стран пучок проводов на столбе. И я сейчас вообще ни капли не иронизирую. Эстетика этих электрических пучков одновременно медитативна (залипнуть на это хитросплетение можно запросто и надолго), интеллектуальна (потому что из всего множества проводов всегда можно выделить несколько подмножеств) и экстатична (потому что эта электрическая борода вызывает моментальный и немотивированный восторг). А еще эти провода напоминают омелу — что добавляет во вьетнамскую тему немного кельтских мотивов — это тоже прикольно… Короче говоря, я сильно пожалел, что у нас не было времени попить чаю именно на втором этаже — мы его уже попили на первом. О чаепитии с пучком проводов за окном я теперь буду мечтать.
Стилистика чайной Tiên Thiên Trà, кстати, вообще необычна. Сначала хочется назвать ее эппловской — но, если присмотреться, то становится понятно, что она ближе к эстетике 1960-х, только с большим вниманием к естественным материалам. В первую очередь к дереву, конечно. Причем больше всего этого дерева в чайных коробках, которые, понятное дело, стоят на всех полках. И являются частью несколько необычной маркетинговой концепции проекта.
Формально она, это концепция, глубоко эзотерична. И содержит как отсылки к традиционным дальневосточным философским темам (актуализированным, конечно), так и к современным потребительским парадигмам с акцентом на все натуральное — отсюда и деревянные коробочки, собственно. А еще коллеги из Tiên Thiên Trà утверждают, что при производстве и отборе своего чая не особо ориентируются на какие-то шаблоны и правила, воспринимают любой чай как часть изменчивого мироздания — и смиренно работают с ним.
Надо сказать, что меня все эти маркетингово-эзотерические навороты чрезвычайно порадовали. Весь если продраться через мощные запилы про пять стихий и мироздание, то довольно быстро станет понятно, что коллеги из Tiên Thiên Trà просто постоянно оценивают и чай собственного производства, и чай со стороны. И готовы к тому, что результат применения не до конца устоявшихся технологий к изменчивому растительному сырью бывает непредсказуемым. Их задача — выбрать из всего окружающего чая подходящий для проекта и назначить ему цену. Ну то есть, проще говоря, они занимаются тем, чем занимается любой закупщик чая. Но в эзотерических стихах это прекрасно.
А еще Tiên Thiên Trà использует специальный прием для того, чтобы донести до своих потребителей информацию о качестве чая. Если название чая, написанное на упаковке, состоит из четырех слов, то это чай исключительного качества. Если из трех — то высокого. Если из двух — то стандартного. Чая с названием из одного слова в ассортименте проекта нет. Это тоже красиво — особенно с учетом того, что названия чаев написаны на упаковке по-вьетнамски.
В магазине в Ханое мы пили Ябао — его во Вьетнаме называют «Бамбуковым чаем». И что-то вкусное черно-красное. На производстве пили улуны со стороны и белый чай их собственного производства. И жарили на костре фиолетовую кукурузу. Вкусную — если, конечно, вам в принципе нравится горячая кукуруза.
Домой из Tiên Thiên Trà я увез зеленый и черный чай с двумя словами на этикетке и лотосовый черный с тремя. Зеленый и черный оказались действительного стандартного сноушаньского уровня. Вполне приличного — зеленый так и вовсе можно использовать в академических целях. Заваривать его школьникам и поить их со словами: «Запомните, маленькие мерзавцы, это — зеленый Сноушань». Лотосовый, на мой взгляд, не дотянул до заявленной трехсловной премиальности — обычный черный чай со сладкой цветочной ароматизацией.
Ну а вообще, конечно, приятное знакомство. Немного омраченное одной мыслью. Уже при визите в Tiên Thiên Trà, попивая с удовольствием чай и разглядывая банки и коробки на полках, я вдруг поймал себя на мысли, что все посещенные мною классические ханойские чайные удивительно однообразны в чайном смысле. Сноушань, древние дикие деревья, практически стандартный набор чаев и рассказов. Был бы я обычным туристом — уже бы заскучал.
Впрочем, внести в это однообразие элементы вкусового приключения совсем не сложно. И вьетнамские коллеги с этими элементами уже работают — но пока в кулуарах. Я расскажу об этом потом и отдельно.