Найти в Дзене

Гордость и вырождение: живопись ван Дейка

Трудно найти более непохожих друг на друга художников, чем Питер Пауль Рубенс и его лучший ученик Антонис Ван Дейк (1599 – 1641). У жизнелюба Рубенса витальность в картинах часто перехлестывает через край, даже в камерных портретах жены и детей чувствуется большая энергия. Ван Дейк совершенно другой. Он с молодости тяготел к спокойной изысканной цветовой гамме и самого себя изображал как блестящего аристократа, едва ли не принца, хоть и был сыном богатого торговца тканями.

Впрочем, в годы учебы у великого фламандца юный Антонис виртуозно научился подражать стилю Рубенса. Рассказывают, что однажды мэтра не было в мастерской и один из учеников задел непросохшую картину и сильно смазал руку изображенного человека. Все замерли в ужасе, а Ван Дейк спокойно взял кисть и восстановил все как было. Сам Рубенс ничего не заметил.

Но собой в мастерской великого живописца Ван Дейк не был. Да и отношения с учителем, судя по всему, складывались непросто – честолюбивый и нервный Антонис не хотел оставаться в его тени.
Его звездная пора началась в 1620 году, когда его пригласили работать в Лондон. Король Яков I назначил ему солидное жалование, но тогда Ван Дейк не захотел остаться в английской столице. Он вернулся в Антверпен, а потом несколько лет провел в Италии, полностью избавившись от рубенсовского влияния. Отныне центральное место в его творчестве занимает портрет.

И вот талантливейшего ученика Рубенса вновь пригласили в Лондон. На этот раз ко двору Карла I. Отныне Ван Дейк будет писать прежде всего короля и членов его семьи, приближенных к королевскому двору, сильных мира сего, аристократов. Все эти портреты написаны с блеском, красивы по цветы, продуманы по композиции.

Неудивительно, что от заказчиков отбою не было. И все же трудно отделаться от мысли, что Ван Дейк порой вольно или невольно передает в их лицах не только утонченность и гордость, но и скуку, усталость, пустую мечтательность. Иногда ощущается даже вырождение. Вряд ли художник хотел передать это. И, естественно, и помыслить не мог, что через несколько лет после его смерти Карл I будет обезглавлен. Но это знаем мы, зрители, и поневоле находим в чертах лица этого слабого человека приметы обреченности.

Плодовитый Ван Дейк наверняка написал бы еще многие десятки таких портретов. Но он умер еще совсем не старым 42-летним человеком. Всего через год после смерти своего учителя Рубенса.

Автопортрет
Автопортрет
Портрет Джорджа Гейджа с двумя спутниками
Портрет Джорджа Гейджа с двумя спутниками
Портрет Иоханннеса Баптиста Франка
Портрет Иоханннеса Баптиста Франка
Портрет кардинала Гвидо Бентифольо
Портрет кардинала Гвидо Бентифольо
Портрет Карла Первого на охоте
Портрет Карла Первого на охоте
Портрет Уильяма Лода
Портрет Уильяма Лода
Портрет Карла Первого с трех сторон
Портрет Карла Первого с трех сторон
Портрет Корнелиса ван дер Геста
Портрет Корнелиса ван дер Геста
Портрет сэра Кенелма Дигби в доспехах
Портрет сэра Кенелма Дигби в доспехах
Портрет трех старших детей Карла Первого
Портрет трех старших детей Карла Первого