Знаковое для Самары здание - дом Маштакова на Самарской, 207, покрытый полотном резных узоров, напоминающих кружевную шаль - считается главным символом деревянного зодчества города.
Появился он в 1900-м году в районе торговой Воскресенской площади, в те годы окраинной и неблагоустроенной, при этом спроектирован был признанным мэтром – архитектором Александром Щербачевым. Заказчиком же являлся самарский мещанин Михаил Дементьевич Маштаков.
Первые сведения о проживании семьи Маштаковых в Самаре относятся к догубернским временам, основателем династии считают Тимофея Осиповича Маштакова. Его сын Алексей занимался торговлей, проживал на улице Симбирской, имел двух дочерей – Авдотью и Аксинью, и четверых сыновей – Никиту, Леонтия, Перфила и Дементия.
В третьем поколении семьи наиболее известен сын Никиты – Павел Никитич Маштаков, владелец кирпичных заводов, каменоломен и член городской Думы, бывший одним из самых влиятельных жителей Самары на рубеже веков. Ну а Михаил Дементьевич, приходившийся ему двоюродным братом, изначально числился в мещанском сословии – имел в собственности хлебный амбар на берегу Самарки, торговал понемногу зерном, был совладельцем купальни у Струковского сада. К 1903-му году открыл алебастровый завод в деревне Винновка Сызранского уезда и перешел в купечество.
Согласно раскладочным ведомостям по налогу с недвижимости, «дворовое место на углу Воскресенской площади и Самарской улицы принадлежит самарскому мещанину Михаилу Дементьевичу Маштакову» с 1898-го года.
В первых числах января 1899-го Михаил Маштаков подал прошение в городскую Управу на постройку двухэтажного деревянного дома, и разрешение на строительство было выдано уже 25-го января. Дом, очевидно, был возведен быстро, поскольку появился в адрес-календаре в том же 1900-м году. Оценивался в 2700 рублей, и для тогдашней окраины сумма являлась существенной.
Хотя деревянных построек у Щербачева немного, каждая оригинальна, неповторима и узнаваема. Конструктивно дом Маштакова был выполнен в русских традициях деревянной архитектуры и представлял собой бревенчатую постройку, обшитую тесом и выкрашенную масляной краской
Внешняя стилистика небольшого двухэтажного особнячка сочетала традиционное убранство в русском стиле с канонической системой классицизма. Здание полностью соответствовало народным представлениям о красоте
Центральная ось симметричного фасада подчеркивалась треугольным фронтоном, узкие боковые выступы-ризалиты завершались стройными четырехгранными шатровыми башенками с чешуйчатым покрытием, увенчанные шпилями. Междуэтажное членение отмечено широким поясом, наличники завершаются сандриками на резных кронштейнах.
Семья Маштаковых проживала в своем кружевном тереме до августа 1911-го года, потом усадебное место перешло в собственность купца Николая Федоровича Маркова, активно скупавшего недвижимость в районе Воскресенской площади. Марков владел особняком до 1918-го года, а затем щербачевский «теремок» поделили 10 коммунальных квартир.
Михаил Дементьевич Маштаков после революции проживал с семьей в одной из коммунальных квартир дома №18 по улице Венцека и продолжал работать на своем национализированном алебастровом заводе в должности заведующего. В декабре 1919-го был «вычищен» как «присосавшийся элемент», дальнейшая судьба семьи предпринимателя неизвестна. Предприятие его продолжало работать еще долгие годы – упоминалось в справочнике 1936-го года «Весь Куйбышев».
Особняк Маштаковых к началу 1990-х расселили, а здание в марте 1992-го признали объектом культурного наследия. Это не мешало памятнику почти тридцать лет простоять в запустении за глухим забором в ожидании реставрации, но, как известно, терпение – великая добродетель.
В этом году реставрация наконец завершилась, и 21-го декабря 2020-го года в возрожденном здании открылось новое творческое пространство - музей-галерея «Заварка» с традиционной «купеческой» чайной на первом этаже и выставочно-экспозиционным пространством на втором.
Основу будущей экспозиции составит коллекция самарского градозащитника и архитектора В.Г. Каркарьяна.
Еще в здании сохранились четыре дореволюционные печи – ровесницы особняка. Как при хозяевах-купцах, так и при советской власти топились дровами, а сейчас превратились в «говорящие элементы» выставочного пространства. В одной из них можно послушать интервью бывшей жительницы, родившейся в этом доме.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете