Как упасть в «Ересь Хоруса» и больше из нее не выплыть? Прочитать «Возвышение Хоруса». Все остальное за нас сделает Дэн Абнетт, мастерски затягивая в водоворот важнейших на первый взгляд и незначительных – тоже на первый взгляд – событий.
«Я был там, когда Хорус поразил Императора» – первая фраза, которую скажет Локен, фраза, с которой начинается Ересь. У его друзей из Морниваля фраза вызовет смех, особенно она понравится Торгаддону – тот и сам записной остряк. Хотя история, которую рассказывает Локен, трагическая. Но уж таковы эти космодесантники из Шестнадцатого – они перебрасываются шутками в самые напряженные моменты…
Это история именно возвышения, его заключительной фазы. Хорус уже возвышен по самое не могу: он первый среди равных, он Воитель, он прославлен и пользуется безоговорочным авторитетом. И каждый мельчайший эпизод, каждая реплика на протяжении толстой книги будут убеждать нас: авторитет заслуженный, Хорус действительно лучший из лучших…
С Локеном нас, кстати, интересно познакомят: через восприятие Мерсади Олитон, когда он будет, сидя в одних трусах, полировать доспехи. На протяжении целой книги Локен будет рассказывать Мерсади о завоеваниях 16-го и своей роты.
На протяжении целой книги мы будем знакомиться с жизнью Лунных Волков. Абаддон. Дорн. Фулгрим. Сангвиний. Прекрасные, умные, благородные люди. Правда, еще Йактон Круз вечно ворчит, что раньше и вода была мокрей (ужасно напоминая капитана Зеленого из «Тайны Третьей планеты»), но простим старику. Ложи, в которые отказывается вступать Локен, выглядят просто безобидной чепухой. Мудрый и взвешенный подход, который то и дело демонстрирует Хорус...
Эреб.
Задним числом понимаешь, что некоторые «звоночки» звенели уже тогда. Например, солдаты избивают летописца, который рискнул критически высказаться о происходящем. Хорус явно уязвлен тем, что мирами, приведенными к Согласию, будут заниматься чиновники – ему кажется, что у него крадут славу. Космодесантники уж слишком преклоняются перед Хорусом, повторяя, какой он величественный и замечательный...
Причем под обаяние Хоруса подпали и другие примархи. Не все: Хорус доверительно жалуется Сангвинию на скверные характеры Ангрона и Пертурабо (своих будущих союзников!) и на то, что Русс не «учит хорошим манерам» своих сынов (вероятно, не прививает им особое почтение к 16-му легиону?). А вот Сангвиний, Фулгрим, Лоргар – другое дело, это любимые братья, которые видят, что Хорус зе бест…
В книге мы столкнемся с демоном варпа. Абнетт не будет играть с читателем в угадайку, а аккуратно проведет по всем стадиям понимания, что это такое. Есть очень важный эпизод, в котором Киилер обращается к Локену за советом: что делать со снимками, на которых изображен Самус, захвативший одного из его людей? Пожалуй, это важнейший эпизод.
Потому что правду придется скрыть.
Мало-помалу сплетается сеть лжи и умолчаний, но Хорус по-прежнему лучший из лучших. Лишь к концу книги закрадывается подозрение, что мы имеем дело с ловким манипулятором, нарциссом, выстроившим культ собственной личности, властолюбцем, не терпящим соперников, и тем он опаснее, что обладает большими знаниями и сосредоточил в руках огромные силы.
И даже в финале действия Хоруса – действия, не характер – выглядят совершенно правильными.
Еще один важный эпизод – знакомство с интерексами. Это люди, давно живущие отдельно от Империума. И они знают о демонах.
Именно с ними связан ключевой момент грядущих событий. И Локен скажет: это была трагедия. Но… «Я никогда… Никогда еще не был так уверен в Хорусе, в Воителе. Как в представителе Императора. Я и раньше в нем не сомневался. Но его поведение там, его попытки что-то предпринять… Я никогда не был так уверен в правильности выбора Императора».
Очень интересно наблюдать за тем, какой богатый набор художественных приемов использован в «Возвышении…». Батальные сцены, эпизод с Самусом, выстроенный по классическим канонам хоррора, жуткий триллер-экшн – кошмар арахнофоба на Убийце, и все это гармонично складывается в общую композицию романа. Тонко прописанные характеры, очень живые астартес, свободный и естественный язык, умело показанная внутренняя жизнь каждого из персонажей, занимательность, ради которой не приносится в жертву глубокий смысл, и глубокий смысл, которому в жертву не принесена занимательность…
Идеальная книга для начала огромного цикла. Остается только пожалеть, что не все романы Ереси написаны на таком высоком уровне.