Найти тему
★ Рожденные в СССР ★

Сколько зарабатывали в советском кино - вся правда!

В 1993 году в Московском Доме Кино устроили вечер по случаю двадцатилетия фильма “17 мгновений весны”. Неожиданно один из зрителей в зале задал вопрос, который разозлил режиссёра Татьяну Лиознову:

Почему на встречу не пригласили автора сценария - писателя Юлиана Семёнова?

Посвящённые люди знали, что писатель и режиссёр много лет даже не здороваются. Семёнов не уступил Лиозновой часть гонорара, как соавтор сценария. В советском кино всегда крутились очень большие деньги, хорошие режиссеры были богатыми.

В 1989 году работники Мосфильма были потрясены размером гонорара, который выплатили режиссеру Петру Тодоровскому за картину Интердевочка. Пётр Тодоровский вспоминал:

Я получил на Мосфильме 120.000 рублей - это была немыслимая сумма. 550 среднемесячных зарплат в те годы.

Такого за 70-летнюю историю главной киностудии страны еще не бывало. Мосфильм бурлил, кажется, других тем для обсуждений не осталось. Ведь огромный гонорар получил не только режиссер, а так же директор группы, вплоть до уборщицы.

В то время не было контрактов и коммерческой тайны. Деньги получали в общей кассе и в ведомость мог заглянуть любой, слабонервные не выдерживали от зависти, рушились дружеские связи.

Оплата режиссерского труда на киностудиях страны была строгой и четко регламентирована. После просмотра готового фильма худсоветом картине присуждалась категория, в соответствии с которой и оценивался труд режиссера. Категорий было четыре, первая - режиссеру такого фильма выплачивали 6.000 рублей, вторая - 4.000 рублей и самая низкая третья категория - 2000 рублей. Реже остальных фильму присуждали высшую категорию, при этом высшая категория не означала что фильм безусловный шедевр. Высшая категория для режиссёра от 8 тысяч до 10 тысяч рублей.

К этой системе все привыкли и менять ее никто не собирался. А группа Тодоровского первая после перестройки воспользовалась предоставленным хоз.расчетом и не прогорела. Впервые в истории кино, в титрах фильма “Интердевочка”, появилась слово - продюсер. Жена Петра Тодоровского - Мира однажды прочла повесть Владимира Кунина о нелегкой доли девочек, зарабатывающих телом и решила заказать сценарий под рабочим названием “ФрекенТанька”.

-2

Мира Тадоровская убедила снимать фильм не только мужа и руководство студии, но и нашла шведского инвестора, который согласился финансировать картину. Всю вторую серию снимали в Швеции, шведы считали каждую копейку и привыкли? что в их кино всё работало как супер точный механизм А тут они никак не могли понять почему постоянно возникают проблемы. Шведские актёры говорили:

“Было ощущение что русские такие богатые и не считают денег. У нас время это деньги, а они могли несколько часов ждать, когда у них протрезвеет осветитель и только тогда начать работу.”

Впервые в истории советскому кинофильму не присваивалась категория. Авторы зарабатывали с проката своей картины, а в прокате фильм имел оглушительный успех. Когда Мира Тодаровская посчитала доходы она поняла, что не ошиблась. Зато шведский продюсер фильма прогорел. Выяснилось, что он не заплатил налог с расчета 40 миллионов долларов и его посадили.

На киностудии Мосфильм в 70-е, числилось 160 режиссеров, а фильмов в год выпускалась около 60. Основной доход в разные годы переносили картин 10, а то и всего 2, но руководство студии это не смущало. На первом месте тематический план в кино. То есть несколько фильмов о революции студии обязана сделать в этом году, несколько фильмов о рабочем классе, несколько фильмов о крестьянстве. Тот кто удачно попадал в тематический план и при этом сумел угодить и зрителю и руководству страны, получал главный приз – стабильность. Режиссеры лауреаты государственных премий, орденоносцы за свое будущее были спокойны. В 70-е годы были режиссеры которые были приклеены к высшей ставке, чтобы не делал Сергей Герасимов у него была высшая ставка.

-3

Когда в 1974 году на экраны вышел фильм “Дочки-Матери” у автора сценария драматурга Александра Володина была к режиссеру Герасимову только одна претензия. Не могли герои его истории - московские педагоги жить в такой роскошной по советским меркам квартире. Володин, конечно, знал, что Герасимов снимал домашние сцены не как обычно в павильоне, а в собственной квартире на Кутузовском проспекте. Где жил с женой Тамарой Макаровой, только картины сняли со стен оставив голые обои.

Конечно, уровень жизни советских преподавателей в том числе и московских был совсем другим. Как и всей стране им приходилось довольствоваться в лучшем случае “хрущёвками”, в худшем “коммуналками”. Такую отдельную просторную квартиру, которая показана в фильме, мог позволить себе очень узкий круг людей и Герасимов был в их числе.

Мебель из карельской березы она тогда стоило баснословно дорого. Это некрасиво говорить о том, что это было богато, но это естественно поражало воображение советского человека. Казалось что ты попал в музей. “Дочки-матери” провалились в прокате собрав вдвое меньше, чем американские “Золото Маккены” и советская “Калина красная”. При этом фильм Шукшина искромсали цензоры и он чудом вообще вышел на экраны. А Герасимов как обычно без проблем получил гонорар по самой высокой ставке.

Сергей Бондарчук
Сергей Бондарчук

Парадокс заключался в том, что в состав худ. совета, который принимал фильмы входили все те же режиссёры - корифеи, естественно среди них был и Герасимов. Одним из тех, кто числился постоянным членом худсовета был Сергей Бондарчук. В режиссуру он пришел довольно поздно, был профессиональным актером в 30 лет сыграл главную роль в фильме “Тарас Шевченко” и эта роль изменила его жизнь. Образ Шевченко в фильме в целом понравился Сталину. Вскоре после премьеры на самом высоком уровне было принято беспрецедентное решение - присвоить Бондарчуку звание народного артиста СССР, минуя звание народного артиста РСФСР.

После успеха своей дебютной режиссерской работы фильма “Судьба человека”, Бондарчуку поручили выполнить гос. заказ - постановку фильма “Война и мир”.

После успеха своей дебютной режиссерской работы фильма “Судьба человека”, Бондарчуку поручили выполнить гос. заказ - постановку фильма “Война и мир”. “Войне и миру” Бондарчука Американская академия киноискусства присудила Оскар за лучший фильм на иностранном языке. В Лос-Анджелесе награду получала актриса Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову.

С тех пор завистников у Бондарчука прибавилась. В Мосфильмовских коридорах стали шептаться, о его неслыханных доходах. Ведь он был чуть ли не единственным кинематографистом, которому разрешали работать по ту сторону железного занавеса. Он снимался в Италии и Югославии, ставил фильмы совместно с коллегами из Великобритании, Мексики, Чехословакии и Польши. Говорили о его зарубежных счетах, но это было вымыслом. Открытие иностранного счёта в советское время означало 15 лет тюрьмы.

На него писали анонимки, пытались разоблачить тайного миллионера, ведь советские законы позволяли строго наказывать любого в случае нарушения финансовой дисциплины. 88 статья Уголовного кодекса гласила, что 5 долларов тянут на 10 лет срока. Но а Бондарчук был осторожен, законопослушен, часть денег заработанных им за границей поступала в гос.кино.А его гонорар переводился в так называемые чеки, которые заменяли в СССР валюту, ими можно было расплачиваться в специализированных магазинах.

На эти чеки отоваривались как в “Березке”, в том числе за границей. Он спокойно мог пойти в посольство в Париже, и там купить в магазине что хочешь. Сергей Фёдорович был миллионером, если взять и суммировать то, что он получил как премии, то один Оскар это 100 тысяч долларов.

“Да, конечно, это были деньги большие. Но за этим стоял труд двух-трех-пяти лет на котором режиссер надрывались, получали инфаркты, лежали в больницах, выходили на носилках, их приносили они что-то снимали. Это очень сложная профессия, которая отнимает огромное количество сил. “
-5

Многие коллеги по цеху тяжело переживали успехи Бондарчука. Но сколько бы не копали под него завистники он был неуязвимым. Насолить Бондарчуку пытались и через родственников. Муж его дочери Натальи от первого брака с Инной Макаровой - актёр Николай Бурляев, несколько лет вынашивал мечту снять в качестве режиссера фильм о Лермонтове. Ему категорически ничем не мотивируя несколько лет отказывали.

Однажды Бурляев рассказал о своих мытарствах тестю. Бондарчук в те годы возглавлял на Мосфильме студию “Время”, которая имела право на собственные постановки. На стол председателя и директора студии Мосфильм полетели гневные письма. Острые на язык завистники даже дали прозвище Бурляеву и Бондарчуку, который параллельно со съемками зятя вёл работу над фильмом “Борис Годунов”. Фильм о Лермонтове раскритиковали коллеги, один известный кинокритик упрекнул Бурляева в том что режиссер не дал работу другим актерам, а снялся в картине сам, снял тещу, жену и сына.

Его высокие заработки, государственные награды и премии, его обособленности высокий статус Бондарчуку припомнили всё в мае 1986 года на 5 съезде кинематографистов. Которые острословы назвали вместо исторический - истерический. Бондарчука, Ростоцкого, Озерова, Матвеева ушедшего уже тогда Герасимова назвали кино – мафией, которая выписывала себе огромные постановочные за провальные картины. У Бондарчука случился сердечный приступ, больше в кино он не работал.

-6

В 70-х годах зрители в среднем посещали кинотеатры 4 миллиарда раз в год. Рентабельность советского кинематографа составляла 900 процентов годовых. По сравнению с доходами государства, рядовые работники киноиндустрии получали сущие копейки, но соблазн взять чуть больше чем положено был велик. А некоторых самых предприимчивых, а точнее сказать жуликоватых директоров картин, которые отвечали за бюджет фильма, на киностудиях слагали легенды. Но даже через много лет коллеги не называют имена героев самых известных финансовых кино скандалов. Знали или нет остальные члены съемочной группы, а таких художествах или нет, на суде они всегда заявляли, что нет и за решетку отправлялся крайний.

Однажды для одного знаменитого фильма понадобилось построить несколько деревянных домов, которые предстояло сжечь в кадре. На это выписали несколько сот кубометров леса-материалов и по документам доставили их в Сибирь на съёмки. На самом же деле нашли деревню в Подмосковье, которая шла под снос и сцену пожара сняли там. А выделенные на фильм материалы продали. Меньше всех зарабатывали актеры, по закону они не имели права ни на что кроме гонорара. Поэтому жили от фильма до фильма экономили суточные, когда их отправляли на заграничные фестивали.

Зато сценаристы могли заработать даже больше иных режиссёров, им полагались по тиражные выплаты независимо от категории картины. Прокатчики в отличие от худ. советов чутко улавливали вкусы публики, поэтому быстро ориентировались и увеличивали количество копий если как они говорили фильм пошёл. С них тоже требовали выполнение плана.

Это было выгодно и авторам, они уже к выплаченному гонорару получали еще и по тиражные. В 1975 году автор сценария “Афоня” Александр Бородянский получил 21 тысячу рублей и мог купить 70 холодильников ЗИЛ, 115 стиральных машин или сразу три Волги, он купил квартиру за 3400 рублей. Александр Бородянский деньги копить так и не научился спускал их на друзей, подруг, рестораны, выезды на курорты и дорогой импортный алкоголь из магазина “Берёзка”.

Совсем другим был автор “Родни”, “Полетов во сне и наяву” и еще почти 60 сценариев Виктор Мережко. Много лет все свои деньги он откладывал на сберкнижку. Начиная с гонорара за первый сценарий, который в 1967 году составил 4000 рублей. На какие цели копил деньги сценарист Мережко он и сам не знал, но, как бы то ни было, счастье они ему не принесли. Как и его коллега транжира Александр Бородянский, бережливый Мережко всё равно остался ни с чем сгорели в 90х у него “сгорело” в банке 152.000 руб.

-7

Молодые авторы кинохитов семидесятых сами себе казались без пяти минут миллионерами и только позже они поняли, что все познается в сравнении.

Первый фильм с голливудским размахом в 34 году поставил Григорий Александров после стажировки в Голливуде. Правительство тех лет действительно щедро одаривала Орлову и Александрова и не только гонорарами, а так же зарубежными поездками, элитной жил. площадью, всевозможные премии. Всё это было частью договора:

“Вы нам кино про красивую жизнь в СССР, а мы вам эту самую красивую жизнь.”

Об их богатой не советской жизни говорили много. Сплетничали что Орлова вылетает в Париж за платьями и делает пластические операции. В их доме появился первый американский холодильник rolls-royce, советских тогда ещё не выпускали. А по столице Александров возил свою красавицу жену на единственном в СССР Мерседесе. Советское правительство выделило своим кино любимцам гектар земли недалеко от Внуково.

Свой дом Александров и Орлова построили, впечатлившись виллой Чарли Чаплина куда однажды были приглашены. Самое главное – это большая выносная терраса, в которой наверное метров 20-25 м², доминирующая над домом, которая стоит на каких-то колоннах. Это конечно колониальный американский стиль, который был распространён в то время в Соединённых Штатах.

Мебель была покрыта в цветочных букетах чехлами, таких чехлов никто не заводил и это казалось очень расточительно. Надо же столько денег по просто на украшение.

Сталин в кино.
Сталин в кино.

Молодая советская власть очень быстро поняла пользу кинематографа и денег на него не жалела. В 24 году все мелкие киностудии объединили в единую организацию “Совкино”, а прокат в том числе иностранных картин национализировали. Первым директором Совкино и авторам реформ был чекист заместитель Дзержинского - Василий Манцев. В 37 году был объявлен врагом народа, получил пулю в затылок и был вычеркнут из истории. Следующим руководителя Совкино Бориса Шумяцкого тоже расстреляют, но за пять лет его руководство молодое советское кино стало приносить хорошую прибыль.

И тогда в партийных кабинетах созрел грандиозный план - создать советский Голливуд. Руководитель тогдашней кинографии Шумятский съездил в командировку в Америку и был восхищен. Решил повторить этот опыт у нас, но только еще круче. Должны были построить огромный кино город в Крыму. В планах в первую очередь было 400 фильмов, потом 600 итог к концу 30-х годов уже выйти на 800 фильмов. Но на русский Голливуд у государства не хватило денег. А когда в 38 году Совкино возглавил следующий чекист Семён Дукельский срезали гонорары и творцам, которые уже привыкли зарабатывать, мягко говоря, прилично.

-9

Если обычный фильм стоил две с половиной тысячи, то за музыкальный композитор получал уже четыре. Дунаевские младший написал для кино втрое больше отца, но формула успеха у них была одна. Если в картине есть шлягер, то он будет жить своей жизнью и приносить доход долгие годы.

Наравне с композиторами зарабатывали и авторы текстов к песням, чем вызывали страшную зависть и раздражение классических литераторов. На протяжении десятилетий режиссеры фильмов обижались на то, что они в отличие от сценаристов и композиторов не получали денег с проката своих картин. Складывалось впечатление что власть, которая придумала это правило не очень понимала, что именно режиссер был создателем и хозяином фильма.

-10

Только спустя 5 лет Лиознова наконец нашла материал, который не оставил ее равнодушной прочитав роман Юлиана Семенова “О разведчике Исаеве”, она позвонила автору с предложением написать сценарий.

Когда награждали создателей фильма “17 мгновений весны” государственными наградами самой низкой оказалась оценка работы Татьяны Лиозновой. А ведь если бы не Лиознова, то никаких “17 мгновений” просто бы не было. В 1967 году она сняла фильм “Три тополя на Плющихе”, который сразу выбился в лидеры проката.

Спорить с Лиозновой было трудно и вот Семёнов уже работает над сценарием новой картины. Лиознова контролирует каждый его шаг, придумывает новых героев, новые коллизии. Лиознова которая снимала редко, придумала прекрасный коммерческий ход. Она убедила начальство что это должен быть сериал. Вместо двух серий она просит 17, но сошлись на 12. Гонорар Лиозновой увеличился в 10 раз. Затем она заявляет Семёнову что их имена будут стоять вместе, как соавторов сценария. Это означало что половину своего гонорара Семёнову надо будет отдать Лиозновой, но этого не сделал.

Больше Лиознова почти не разговаривала с Семёновым, а тот практически не появлялся на съемочной площадке. Знаменитую сцену встречи Штирлица с женой - Лиознова придумала и без участия Семенова. Она сняла эту сцену и позвала ветеранов разведки и в тот момент, когда она увидела белые платочки, которые достали люди потому что они стали рыдать, она поняла что ей всё удалось.

После грандиозного успеха фильма, когда составляли список членов группы на получение государственной премии Семёнова в нем не оказалось. Лиознова и Семенов так никогда и не простили друг друга. Но их фамилии вот уже больше 45 лет стоят рядом в конце каждой части любимого миллионами сериала.

Спасибо, что дочитали.Не забывайте подписываться - этим вы помогаете развитию канала.