Найти в Дзене

Самооценка в боевых искусствах

Оглавление

В этом месяце я начал читать студентам новый курс: Основы личностного роста. И первые несколько занятий там полностью посвящены теме самооценки. Готовясь к сегодняшней лекции, я размышлял над комментариями ко вчерашней публикации, многие из которых были связаны с оценкой героя интервью. Кто-то высказал своё мнение, кто-то промолчал, но тенденции оказались неожиданно забавными и заставили меня задуматься о механизмах самой оценки.

Почему люди оценивают?

Конечно, сейчас модно говорить, что оценочное мышление — это не айс, от него нужно избавляться и т.д, и т.п. в том же духе. И вообще, что все наши беды от этого самого оценочного мышления. Доля правды в этом всём, несомненно есть, но так ли это на самом деле? А правда состоит в том, что это самое оценочное мышление является ни чем иным, как встроенным в нас механизмом, направленным на выживание. Оценивают все и вся, начиная от насекомых и заканчивая homo sapiens. Вот только с последними всё несколько сложнее и, учитывая, что у нашего рода есть абстрактное мышление, оценочное даёт некие побочные эффекты. В частности, мы не только оцениваем объективно воспринимаемые явления, но и наши собственные мысли об этих явлениях (чего не делает большинство животных). И, естественно, что мы оцениваем и мысли о нас самих, наших возможностях и способностях, нашем месте в этом мире, степени влияния на него и т.д. Это и есть самооценка: мы оцениваем сами себя. Сюда же мы можем и присоединить наши собственные мысли (оценки) о том, как нас оценивают другие, как они к нам относятся и т.п.

Какой бывает самооценка

Существует несколько концепций, связанных с самооценкой. Какие-то более подробные, какие-то менее, но ,на самом деле, любая система, любой подход — это не более чем одна из возможных моделей, приспособленных для объяснения/решения различных задач.

Общепринятой (хотя и достаточно упрощённой) считается модель, когда самооценка оценивается как адекватная и неадекватная, которая, в свою очередь, подразделяется на заниженную и завышенную. У данной модели есть достаточно много сторонников и противников, однако, на мой личный взгляд, обсуждение того, какая модель является правильной и верной, не имеет никакого смысла изначально. Это всё равно что различные виды кухонных ножей. Есть ножи для хлеба, есть для сыра, есть для овощей и для филе, а есть шеф, которым вполне можно сделать всё, но всё же специализированным ножом кое-что делать удобнее...

Собственно, всё это любой из вас может погуглить и прочесть тонны материалов на тему, так что я не вижу смысла углубляться и читать тут лекцию на тему самооценки.

Самооценка в БИ

Как ни странно, но именно в боевых искусствах (и единоборствах, в том числе и спортивных, как части БИ) самооценка играет роль одного из краеугольных камней. Практически все вменяемые люди признают, что победа в боестолкновениях очень во многом зависит от психологического настроя бойца. Победа — она прежде всего в голове... И все эти споры, какое единоборство круче — это удел дилетантов (правда, иногда эти дилетанты даже имеют местечковые чемпионские звания). А вот психологический настрой напрямую зависит от самооценки.

Если у человека адекватная самооценка (то есть мнение о себе), то он адекватно, трезво и реалистично оценивает свои силы, возможности и способности (а именно это и есть то, что попадает в сферу самооценки; оценка чужих способностей и возможностей к самооценке уже не имеет никакого отношения, хотя связь между ними есть).

При заниженной самооценке человек оценивает всё вышеперечисленное неадекватно со знаком минус — занижая свои способности и возможности, не веря в них. При завышенной — переоценивает. И результатом этой переоценки становится не столько слепая вера в собственные силы, сколько допущенные ошибки в процессе, которые и проводят к поражению.

Я заметил, что завышенная самооценка часто свойственна как раз представителям спортивных единоборств. Многим кажется, что тот факт, что они побеждают в спортивных поединках, автоматически делает их крутыми бойцами на улице. Только вот жизнь и криминальная статистика часто говорят нам об обратном. Происходит это, прежде всего, из-за ряда когнитивных искажений (в сущности, именно эти баги нашего сознания оказывают самое сильное влияние и на нашу самооценку). Любая самооценка складывается под действием внешнего окружения, внешних оценок. Осознаём мы это или не осознаём — не суть важно и дела не меняет. А также на основании нашего опыта по решению тех или иных ситуаций. Рассматривая в нашем ключе — это будет чаще всего спортивный поединок по определённым правилам и в определённых условиях. Либо же какой-нибудь условно-дружеский спарринг с представителями других, в том числе и так называемых традиционных БИ, которые тоже проходят по вполне определенным правилам и в определённых условиях.... Жизнь же гораздо более непредсказуемая и сложная штука, и никогда не знаешь, как поведёт себя тот или иной человек в состоянии стресса, когда речь идёт о выживании или решении настоящей боевой задачи.

Один из моих каратэ сэнсэев как-то рассказал мне анекдот, который тут весьма уместен: Жил был мальчик Вова, и все в школе знали, что Вова занимается каратэ. Поэтому у Вовы никогда не было никаких проблем и никто его не обижал. Но как-то Вова пришёл в школу с фингалом под глазом... Просто мальчик Вова встретил мальчиков с другой школы, которые не знали, что Вова занимается каратэ...

Вот и получается как в известном Ералаше...

Я думаю, что большинство практикующих БИ людей подтвердят, что эти занятия всегда оказывают влияние на самооценку. Особенно в юности. Вот только влияние это может быть как позитивным, так и негативным, ведь завышенная самооценка относится к негативным факторам.

Хороший наставник/тренер/сэнсэй — это прежде всего тот, который внимательно отслеживает происходящие изменения в самооценке своих учеников, вовремя корректируя её различными способами. А способов таких — вагон и маленькая тележка. Это и вербальная промывка мозгов, и распределение в парах с противниками разной силы и возможностей, а в тех БИ, где нет поединков — манипуляции с экзаменами. Много есть способов у профессиональных преподавателей...

Главная же наша цель — воспитать ученика с адекватной, стабильной и независимой самооценкой. А далее — перейти от самооценки к самоценности.

Умение же адекватно оценивать себя точно также распространяется и на оценку других. Это одна и та же способность, только в одном случае она направлена внутрь, а в другом — наружу.

А теперь, друзья, кому интересно, я предлагаю самостоятельно определить, какие типы самооценки свойственны представителям спортивных, традиционных единоборств и самооборонщикам. Точнее, отклонения в какую сторону встречаются чаще у этих трёх категорий людей. В принципе, это достаточно легко сделать на основании стандартных тезисов в комментах к постам и статьям о БИ.

Возможно, что кто-то захочет рассказать свою историю о том, как занятия боевыми искусствами/единоборствами повлияли на вашу собственную самооценку? Было бы любопытно узнать.