Более того, настоятельно рекомендуется. Ибо в окнах первого этажа знаменитого московского Доходного дома Феттер и Гинкель со вчерашнего дня работает так называемая «фортошная выставка» Анатолия Морогая «Универсальная форма».
Когда будете идти по Милютинскому переулку от Сретенского бульвара в сторону центра, двигайтесь по левой стороне. И вы её не пропустите. Работы ярко подсвечены и днём, и ночью.
Хотя само это великолепное здание, называемое в художественной среде ещё и Домом Лансере (академик живописи жил здесь с 1934 по 1946 годы), выглядит, увы, очень мрачно. Оно наполовину заброшено и медленно разрушается.
С улицы можно увидеть лишь семь работ Анатолия Морогая. Ещё 12 размещены внутри галереи «Это не здесь», а фактически в помещении мастерской её владельца, художника Андрея Митенёва, который и придумал для экспозиций этот необычный формат — «фортошные выставки».
Представленные здесь произведения ранее нигде не демонстрировались. И вообще, они — результат совершенно нового эксперимента, на который художник решился под влиянием не самых приятных обстоятельств. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
— Полгода назад сломал я ногу, — поделился Анатолий Морогай в ходе вернисажа. — Не знал, чем заняться. И решил, что это направление — Arduino — очень интересное. И можно было бы его развивать, так как мало кто в России им занимается.
Лично я впервые слышала не только о том, что есть, оказывается, уже целое художественное течение с таким названием, но даже само это слово. Пришлось гуглить. И вот, что я узнала.
Arduino — это итальянский программируемый микроконтроллер. То есть плата, которую можно использовать для создания устройств, способных взаимодействовать с окружающей средой.
Можно, например, записать на неё программу, считывающую температуру в комнате, а потом, при необходимости, включающую вентилятор. Или создать себе механического бармена с Bluetooth-управлением, который будет смешивать коктейли совершенно без устали и в любое время суток.
Сферы применения платы почти безграничны: умный дом, системы безопасности, музыка, автоматизация, робототехника и… искусство. Arduino можно «поручить» сделать то, на что человек не способен.
Например, начертить n-ное количество абсолютно одинаковых фигур, в точности повторяющих созданный художником образец (раздел выставки «Универсальная форма»). Или, не отрываясь, с помощью одной идеально ровной полосы нарисовать безукоризненно гармоничную сферу с эффектом 3D (раздел «Монолиния»).
Вы спросите: но зачем? Что, собственно, должно получиться в результате? Картина?
Надеюсь, вы меня простите, если я напомню вам здесь один старый анекдот: «Поручик, Вы любите детей? — Hет, но сам процесс...»
Так вот. Думаю, здесь примерно та же ситуация: важен не столько результат, сколько сам процесс творчества. А точнее со-творчества человека и машины. Их взаимо-действия. Взаимо-влияния. Со-прикосновения художественного замысла и искусственного интеллекта.
И кстати, плод от их контакта всё же рождается. И да, это картина.
А вот можно ли, на самом деле, называть эти рисунки «картинами»? То есть по-настоящему художественными произведениями? Способно ли полотно, созданное роботом, пусть и под руководством человека, передавать чувства? Вызывать эмоции? Выстраивать образы? Формировать новые смыслы? Другими словами, способна ли машина творить?
Об этом я размышляла на протяжении всего вернисажа. Об этом же, как мне кажется, был и танец, виртуозно исполненный приглашённым артистом Сергеем Голубиным. Но, похоже, он тоже не знает ответа.
Попытайтесь найти свой. Выставка «Универсальная форма» будет работать по адресу Москва, Милютинский переулок, дом 20/2 до 25 января 2023 года.
Вероника Милославская
Фото автора
P. S. Ставка на технологии (причём, тоже итальянские) была сделана и на недавней выставке «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта». Какие именно достижения искусственного интеллекта в ней использовались, читайте в статье «В начале было… искусство».