Найти в Дзене
Raut Route

В начале было… искусство

Невероятное путешествие сквозь пространство и века можно совершить в московском Музее архитектуры до 27 февраля 2022 года на выставке «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта».

Джованни Бьязин. Панорама Венеции (фрагмент)
Джованни Бьязин. Панорама Венеции (фрагмент)

Почему «бесконечного»? Потому что панорама, как жанр искусства, представляет собой изображение, чаще всего пейзажа, которое стремится охватить все 360 градусов. То есть полный круг. А у круга, как известно, нет ни начала, ни конца.

Почему «сквозь пространство»? Потому что выставка, открывшаяся в Москве, посвящена городу, расположенному в двух с половиной тысячах километров от неё. «Городу уникальному. Стоящему на воде, вопреки всему, вот уже почти два тысячелетия (в этом году исполнилось 1600 лет с момента его официального основания — В. М.). Одному из самых красивейших городов мира. Месту вдохновения, месту рождения великой живописи и великого искусства вообще», — так поэтично описала Венецию директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизавета Лихачёва.

Почему «сквозь века»? Потому что произведения, представленные в экспозиции, охватывают более 400 лет — с середины XV до конца XIX века. «В последнем зале выставки вы увидите кинематографические кадры, — рассказал в ходе её открытия куратор выставки, представитель Фонда Кверини-Стампалья (Венеция) Джандоменико Романелли. — Точно так же, как выставка заканчивается появлением кино, заканчивается с появлением кино и весь этот жанр, всё то, что подвигало авторов панорам и тех, кто ими любовался, создавать эти произведения и восхищаться ими. Кино этот вид искусства превзошло и упразднило».

Главным объектом выставки является масштабная, длиной 23 и высотой 1,5 метра, «Панорама Венеции» (фрагмент на заглавном фото), написанная художником Джованни Бьязином и его сыном Витторио в 1887 году. «Когда около 15 лет назад мы вновь открыли для себя эту панораму, мы с коллегой подумали, почему бы не исследовать всю историю создания панорамы как жанра и изображений Венеции в этом жанре», — поделился Джандоменико Романелли.

Результатом их с Паскалин Ватен труда и стала эта выставка, состоящая из множества уникальных и разнообразных произведений. Общей особенностью которых, однако, является не только Венеция, но и точка восприятия — не сверху, как это обычно бывает в панорамных изображениях города, а от уровня воды или земли.

Посол Итальянской Республики в Российской Федерации Джорджо Стараче
Посол Итальянской Республики в Российской Федерации Джорджо Стараче

Посол Итальянской Республики в Российской Федерации Джорджо Стараче, посетивший открытие выставки, сказал: «Вчера мне выпала честь вручить верительные грамоты президенту Российской Федерации Владимиру Путину. И среди многих прекрасных вещей, которые президент Путин сказал о двусторонних отношениях Италии и России, он упомянул культурные связи и, в частности, перекрёстный год музеев Италия-Россия. Эта великолепная выставка является частью плана музейных обменов, оформленного в рамках соглашения между нашими странами.

Один из аспектов, делающий данную выставку особенной и оригинальной, — это ставка на технологии, которые позволяют нам ближе познакомиться с историей и искусством. В частности, посетители выставки смогут полюбоваться полномасштабной цифровой репродукцией «Панорамы Венеции» Джованни Бьязина. Это грандиозный вид на Венецию со стороны бассейна Святого Марка.

Подлинник хранится в старинной академии Конкорди в Ровиго. Но мы, таким образом, сможем охватить взглядом пространственно-временные координаты этого великолепного города и его лагуны, которые представляют собой подлинный дар всему человечеству и, говоря словами, многих прославленных русских писателей, наилучшее воплощение в материи и живом опыте той категории духа, того полномасштабного и в то же время бесконечного и неисчерпаемого измерения культуры, каковым является Италия».

Экспозиция состоит не только из итальянских работ. На ней представлены и произведения из фондов Музея архитектуры. О них рассказала на открытии куратор выставки с российской стороны Юлия Ратомская: «Мы предложили коллегам дополнить экспозицию темой, которая в итальянской части выставки не присутствует, — произведениями в жанре ведуты, который развивался параллельно с историей венецианских панорам. Наша коллекция позволила не только раскрыть эту тему, но и акцентировать внимание на том, чем занимается наш музей, — архитектуре. А гравюры, предоставленные нашим музеем, не просто дополнили, но и создали ещё одну грань в этой удивительной экспозиции».

Куратор также представила публике архитекторов выставки, дизайнеров Ивана Дикова и Стефанию Федотову: «Они предложили совершенно неожиданный взгляд на возможности исторического зала Аптекарского приказа, в котором размещена экспозиция, и с помощью фольги создали вот такой удивительный — с одной стороны, авангардный, а другой, очень понятный — образ: город на воде». По мнению Юлии Ратомской, исторические шедевры не только не теряются за блеском воды, который символизирует фольга, но и становятся от этого ещё более прекрасными.

-5

В заключение торжественной церемонии открытия экспозиции директор Музея архитектуры Елизавета Лихачёва поблагодарила всех причастных к эту событию поимённо:

· Даниеллу Рицци, директора Итальянского института культуры, по инициативе которой выставка состоялась;

· Министерство культуры Российской Федерации «за ту поддержку, которое оно оказывает музею, особенно в международных проектах», и лично статс-секретаря-заместителя министра культуры РФ Аллу Манилову, присутствовавшую на открытии;

· Посольство Итальянской Республики в Российской Федерации и персонально посла Италии в РФ Джорджо Стараче, «потому что без его помощи это было невозможно»;

· Фонд Кверини-Стампалья (Венеция) и кураторов выставки с итальянской стороны Джандоменико Романелли и Паскалин Ватен, «людей, которые не только придумали эту выставку, но и убедили в её невероятной ценности не только венецианскую публику (наверное, довольно странно, живя в Венеции, ходить на выставку, посвящённую видам Венеции), но и жителей Москвы. Для нас же она ещё более важна, особенно в нашей, довольно сложной истории», — подчеркнула Елизавета Лихачёва;

· куратора с российской стороны Юлию Ратомскую и архитекторов выставки Ивана Дикова и Стефанию Федотову;

· а также компанию Kerama Marazzi и лично её президента Ларису Новикову, компании «ЮниКредит банк», «Европа сервис» и SimpleWine, «без которых праздник не получился бы таким ярким».

Ну, и под занавес я, как филолог, не могу не поделиться любопытным фактом, о котором рассказал Джандоменико Романелли: «Слова “панорама” не существовало ни в одном языке мира до конца XVIII века. Даже в греческом его не было, хотя состоит оно из двух греческих корней: πᾶν — всё и ὅραμα — вид, зрелище. То есть “я вижу всё”. Слова не существовало, но явление такое — круговое изображение города — существовало, причём с древнейших времён».

Выходит, даже евангельскую максиму вполне можно перефразировать (см. название этой статьи), и она не потеряет от этого ни частицы своей правоты.

Вероника Милославская

Фото автора

#культура и искусство #живопись #выставка #Венеция #Италия #музей #музей архитектуры #перекрестный год #история #евангелие