Невероятное путешествие сквозь пространство и века можно совершить в московском Музее архитектуры до 27 февраля 2022 года — на выставке «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта».
Почему «бесконечного»? Потому что панорама, как жанр искусства, представляет собой изображение, чаще всего пейзажа, которое стремится охватить все 360 градусов. То есть полный круг. А у круга, как известно, нет ни начала, ни конца.
Почему «сквозь пространство»? Потому что выставка, открывшаяся в Москве, посвящена городу, расположенному в двух с половиной тысячах километров от неё. «Городу уникальному. Стоящему на воде, вопреки всему, вот уже почти два тысячелетия (в этом году исполнилось 1600 лет с момента его официального основания — В. М.). Одному из самых красивейших городов мира. Месту вдохновения, месту рождения великой живописи и великого искусства вообще», — так поэтично описала Венецию директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизавета Лихачёва.
Почему «сквозь века»? Потому что произведения, представленные в экспозиции, охватывают более 400 лет — с середины XV до конца XIX века. «В последнем зале выставки вы увидите кинематографические кадры, — рассказал в ходе её открытия куратор выставки, представитель Фонда Кверини-Стампалья (Венеция) Джандоменико Романелли. — Точно так же, как выставка заканчивается появлением кино, заканчивается с появлением кино и весь этот жанр, всё то, что подвигало авторов панорам и тех, кто ими любовался, создавать эти произведения и восхищаться ими. Кино этот вид искусства превзошло и упразднило».
Главным объектом выставки является масштабная, длиной 23 и высотой 1,5 метра, «Панорама Венеции» (фрагмент на заглавном фото), написанная художником Джованни Бьязином и его сыном Витторио в 1887 году. «Когда около 15 лет назад мы вновь открыли для себя эту панораму, мы с коллегой подумали, почему бы не исследовать всю историю создания панорамы как жанра и изображений Венеции в этом жанре», — поделился Джандоменико Романелли.
Результатом их с Паскалин Ватен труда и стала эта выставка, состоящая из множества уникальных и разнообразных произведений. Общей особенностью которых, однако, является не только Венеция, но и точка восприятия — не сверху, как это обычно бывает в панорамных изображениях города, а от уровня воды или земли.
Посол Итальянской Республики в Российской Федерации Джорджо Стараче, посетивший открытие выставки, сказал: «Вчера мне выпала честь вручить верительные грамоты президенту Российской Федерации Владимиру Путину. И среди многих прекрасных вещей, которые президент Путин сказал о двусторонних отношениях Италии и России, он упомянул культурные связи и, в частности, перекрёстный год музеев Италия-Россия. Эта великолепная выставка является частью плана музейных обменов, оформленного в рамках соглашения между нашими странами.
Один из аспектов, делающий данную выставку особенной и оригинальной, — это ставка на технологии, которые позволяют нам ближе познакомиться с историей и искусством. В частности, посетители выставки смогут полюбоваться полномасштабной цифровой репродукцией «Панорамы Венеции» Джованни Бьязина. Это грандиозный вид на Венецию со стороны бассейна Святого Марка.
Подлинник хранится в старинной академии Конкорди в Ровиго. Но мы, таким образом, сможем охватить взглядом пространственно-временные координаты этого великолепного города и его лагуны, которые представляют собой подлинный дар всему человечеству и, говоря словами, многих прославленных русских писателей, наилучшее воплощение в материи и живом опыте той категории духа, того полномасштабного и в то же время бесконечного и неисчерпаемого измерения культуры, каковым является Италия».
Экспозиция состоит не только из итальянских работ. На ней представлены и произведения из фондов Музея архитектуры. О них рассказала на открытии куратор выставки с российской стороны Юлия Ратомская: «Мы предложили коллегам дополнить экспозицию темой, которая в итальянской части выставки не присутствует, — произведениями в жанре ведуты, который развивался параллельно с историей венецианских панорам. Наша коллекция позволила не только раскрыть эту тему, но и акцентировать внимание на том, чем занимается наш музей, — архитектуре. А гравюры, предоставленные нашим музеем, не просто дополнили, но и создали ещё одну грань в этой удивительной экспозиции».
Куратор также представила публике архитекторов выставки, дизайнеров Ивана Дикова и Стефанию Федотову: «Они предложили совершенно неожиданный взгляд на возможности исторического зала Аптекарского приказа, в котором размещена экспозиция, и с помощью фольги создали вот такой удивительный — с одной стороны, авангардный, а другой, очень понятный — образ: город на воде». По мнению Юлии Ратомской, исторические шедевры не только не теряются за блеском воды, который символизирует фольга, но и становятся от этого ещё более прекрасными.
В заключение торжественной церемонии открытия экспозиции директор Музея архитектуры Елизавета Лихачёва поблагодарила всех причастных к эту событию поимённо:
· Даниеллу Рицци, директора Итальянского института культуры, по инициативе которой выставка состоялась;
· Министерство культуры Российской Федерации «за ту поддержку, которое оно оказывает музею, особенно в международных проектах», и лично статс-секретаря-заместителя министра культуры РФ Аллу Манилову, присутствовавшую на открытии;
· Посольство Итальянской Республики в Российской Федерации и персонально посла Италии в РФ Джорджо Стараче, «потому что без его помощи это было невозможно»;
· Фонд Кверини-Стампалья (Венеция) и кураторов выставки с итальянской стороны Джандоменико Романелли и Паскалин Ватен, «людей, которые не только придумали эту выставку, но и убедили в её невероятной ценности не только венецианскую публику (наверное, довольно странно, живя в Венеции, ходить на выставку, посвящённую видам Венеции), но и жителей Москвы. Для нас же она ещё более важна, особенно в нашей, довольно сложной истории», — подчеркнула Елизавета Лихачёва;
· куратора с российской стороны Юлию Ратомскую и архитекторов выставки Ивана Дикова и Стефанию Федотову;
· а также компанию Kerama Marazzi и лично её президента Ларису Новикову, компании «ЮниКредит банк», «Европа сервис» и SimpleWine, «без которых праздник не получился бы таким ярким».
Ну, и под занавес я, как филолог, не могу не поделиться любопытным фактом, о котором рассказал Джандоменико Романелли: «Слова “панорама” не существовало ни в одном языке мира до конца XVIII века. Даже в греческом его не было, хотя состоит оно из двух греческих корней: πᾶν — всё и ὅραμα — вид, зрелище. То есть “я вижу всё”. Слова не существовало, но явление такое — круговое изображение города — существовало, причём с древнейших времён».
Выходит, даже евангельскую максиму вполне можно перефразировать (см. название этой статьи), и она не потеряет от этого ни частицы своей правоты.
Вероника Милославская
Фото автора
#культура и искусство #живопись #выставка #Венеция #Италия #музей #музей архитектуры #перекрестный год #история #евангелие