Найти тему
Чёрный рыцарь

Взаимодействие фигур. Часть 2

Боевые слоны Карфагена.
Боевые слоны Карфагена.

Взаимодействия фигур из первой части:

  1. Взятие - захват поля, захваченного неприятельской фигурой.
  2. Нападение - контроль поля, захваченного неприятельской фигурой.
  3. Поддержка - контроль поля, захваченного собственной фигурой.

В этой публикации познакомимся с другими взаимодействиями.

Если мы контролируем поля, которые в свою очередь контролирует фигура противника, то в некоторых случаях неприятельская фигура теряет эти поля для перемещения как на следующей схеме:

Ладья подрезает коня.
Ладья подрезает коня.
Слон подрезает коня.
Слон подрезает коня.
Пешки подрезают коня.
Пешки подрезают коня.

Это ограничивающее взаимодействие называется подрезка. Между фигурами оно взаимно, т. е. ладья тоже не может захватить данные поля. В каких случаях подрезание работает?

  1. Если фигура, которую мы подрезаем, по массе больше, чем та, которая атакует. В этом случае мы всегда получим выигрыш по материалу при размене. Конь всегда срубит ладью, будь та хоть тысячу раз защищена поддержкой. А вот ладья не всегда срубит коня, если конь окажется защищён.
  2. Если масса фигур одинакова, то количество контролирующих фигур должно быть равно или больше, чтобы иметь возможность нанести материальный урон. Если конь делает ход и встаёт под защиту пешки, то слон не оказывает ограничивающего воздействия.
  3. Если масса фигуры противника меньше массы нашей фигуры, то никакого контроля полей перемещения со стороны противника быть не должно. Иначе мы в любом случае потерпим материальный ущерб. Даже преобладание в количестве ударов не поможет.
  4. Пешка всегда ограничивает, подрезая, фигуры, потому что размен пешки на фигуру никогда не наносит материального ущерба.

Следующее ограничение фигура или пешка осуществляет своим телом, механически:

Такое механическое ограничение называется перекрытие.

1. Перекрыть можно только линейную фигуру: ферзя, ладью или слона.

2. Перекрывающая фигура или пешка может быть побита, поэтому она должна иметь поддержку.

3. Перекрытие собственных фигур плохо.

Ещё одно механическое ограничение:

Пешка f3 отнимает поле у коня. Пешки а2, b2 и ладья отнимают поля у своего короля. Пешка f4 не пускает пешку f3.
Пешка f3 отнимает поле у коня. Пешки а2, b2 и ладья отнимают поля у своего короля. Пешка f4 не пускает пешку f3.

Если фигура или пешка своим телом отнимает поле у фигуры, то такое взаимодействие называется блокировка.

1. Блокировка действует на нелинейные фигуры: коня, короля и пешку.

2. Блокировать неприятельского коня или короля невозможно: конь всегда имеет возможность побить также, как и король. В тех случаях когда взятие всё-таки невозможно, действует другое взаимодействие - подрезка.

3. Единственный неприятельский объект, который можно блокировать, - это пешка.