Найти в Дзене
Свободная школа

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 32. Добро и зло

В новом классе дела у Ани пошли хорошо. Она общалась с девочкой-иностранкой, учила её русскому языку. Мальчишки были польщены, что отличница из самого лучшего класса оказалась у них. Они даже просили Аню сфотографироваться с ними.

Я писала новому классному руководителю Виктории Алексеевне комплименты в сообщениях. У меня и раньше был такой принцип: раз пришёл в голову комплимент, то надо сразу написать его тому, кому он предназначен. А то ведь забудется! И почему бы не похвалить молодую учительницу, у которой совсем небольшой опыт работы, а травли в классе нет! Дети вежливые, здороваются, помогают друг другу. В классе полный интернационал, но нет вражды. Это же замечательно!

Взять, например, школьный субботник. Кто пришёл, должен был записаться в ведомости. Так вот ребята из восьмого "Б" записывались за себя и за товарища, который не пришёл. Виктория Алексеевна видела это и ничего против не имела. Субботник - дело добровольное, а ведомость надо заполнить для галочки. А вот в восьмом "А" ребята жаловались классному руководителю на тех, кто не пришёл. Они возмущались, почему часть класса работает на субботнике, а другая нет! Это был очередной повод для конфликта внутри класса. Учительнице приходилось обещать, что тем, кто не пришёл, она даст другое задание. Вроде бы ребята идейные, воюют за справедливость, но получается какая-то мелочность и доносы на своих друзей. Как можно дружить с человеком, который на субботнике вас предаст? Или донесёт учителю, что вы списываете на контрольной - такое тоже часто бывало в восьмом "А".

***

Как-то Алла Викторовна встретила Аню на перемене и спросила:

- Ты что теперь даже здороваться со мной не будешь?

- Не буду, - честно ответила Аня.

Учителя, однако, странные люди! Ну, хочется учителю поздороваться с каким-нибудь учеником, так пусть и поздоровается первым. Например, скажет: "Здравствуй, Аня!" А ещё лучше на Вы: "Здравствуйте, Аня!" Кстати, это будет более поучительно, чем подождать, пока ученик молча пройдёт мимо, а потом бежать за ним и отчитывать за то, что он не поздоровался.

Алла Викторовна, скорее всего, собиралась наладить контакт с Аней не по доброй воле. Видимо, директор велела ей уговорить Аню снова перевестись в восьмой "А". Розе Ильиничне почему-то это было очень нужно. Может быть, в вышестоящих организациях заметили, что у них отличница перешла из одного класса в другой - и это плохо характеризует школу. А может быть, об этом написала бабушка Феди.

***

Как-то раз я шла мимо школы и заметила, что родители восьмого "А" устроили перед входом в школу стихийное собрание. Это происходило утром, на улице было ещё темно. Я подошла. Уж очень накалённая была у них атмосфера: они кричали, бурно жестикулировали - и я заинтересовалась. Оказалось, что речь идёт о бабушке Феди.

- Надо, чтобы они ушли из нашего класса! - кричала одна женщина.

Другая ответила:

- Мы с ней уже говорили об этом. Она не хочет. Сказала, что Федя будет учиться здесь, а она будет воевать со школой.

- Надо на неё написать жалобу! - сказала ещё одна мама. - Давайте соберёмся и напишем, что у бабки Феди маразм.

- Так ведь это только врачи могут определить, - усмехнулась дама в красном пальто.

- Надо лишить её родительских прав! - громко закричала другая дама.

- Как можно лишить её родительских прав, если у неё их нет? - ответила "красная".

- А где её дочь?

- Говорят, уехала за границу.

- Вот чёрт! Что же нам делать?

Я ушла, понимая, что ничего они не сделают. Никакого маразма у бабушки Феди нет, она совершенно здраво мыслит. И она приняла решение - бороться с этой школой.

Продолжение: