На дворе 532 год. Римская императорская армия, под началом великого Велисария, уничтожила варварское королевство в Африке. Весь Римский мир празднует – отторженная возвратих. Римский император благодарит Господа Бога за то, что тот спас его авторитет. Настало время лёгкого освобождения древней итальянской Родины и самого Вечного города.
Следующая ритуальная жертва: королевство Остготов
Освобождать Италию приходилось от восточной ветви племени готов. Нет, не от штукатуренных в чёрное полу-эмо, а от древних сородичей немцев. Осели они в Италии с разрешения одного из прошлых императоров, который хотел решить две задачи сразу: избавиться от готов под Константинополем и подорвать конфедерацию других германских племен в Италии. Вышло отлично – готы раздербанили прежних хозяев полуострова и стали новыми ставленниками императора в провинции. Круче этого – у остготского короля Теодериха Великого получилось ненадолго объединиться с западными готами и бургундами в квази-Западную империю. Потомки же Теодериха оказались менее прыткими, и внешняя политика как явление у остготов почти прекратилось.
Важно заметить: никто по потере римских западных территорий в Константинополе не плакал. Короли-варвары, номинально получавшие от Императора «ярлык» на княжение, этого самого императора более чем устраивали. Никаких популярных призывов к Реконкисте до Юстиниана не было.
Сам Юстиниан (вполне справедливо) скорее всего надеялся на один из двух сценариев: сценарий вандалов и сценарий договорной капитуляции. Или молниеносная война напрочь убивает в готах волю к борьбе, или готские лидеры добровольно сдадут королевство ради усадьбы у Мраморного моря (да, и такие предложения были). Всё же от готов не стоило ждать упорства – королевство дряхлело, а некоторая часть местного нобилитета, в том числе и тогдашняя регентша, были к Константинополю очень близки.
Началось все с римского посольства к этой самой готской регентше. На поверхности обкашливаемые вопросы были простыми: Константинополь требовал вандальский кусок Сицилии, который прикарманили готы, а также выдать десяток дезертиров. Публично королева-регентша всему противилась, а втайне искала возможность покинуть крайне токсичную внутреннюю среду своего королевства, в обмен на передачу этого самого королевства Юстиниану. Римский дипломат при готском дворе, Петр Патрикий, изо всех сил сеял панику и чувство страха перед римлянами среди готов. Когда регентшу добили местные диссиденты, Петр вовсю скандировал де вы, гады, предали Христа императора. А что бывает с врагами императора – можно вызнать на примере вандалов.
Юстиниан без стыда и совести начинает брать на понт нового короля готов, Теодахада. Пока Петр Патрикий нашептывает ему, что надо сдать королевство, имперские войска кружат вокруг границ готского королевства. Мундус, главнокомандующий римской армии на Балканах, вплотную подходит к готскому городищу Салона, а Велисарий вместе с армией плывет к Сицилии. Уже на острове небольшое экспедиционное римское войско с легкостью заняло все местные селения. Наслушавшийся историй Патрикия, Теодахад наконец согласился сдать под ключ королевство. Соглашение оставалось только формализовать.
Должно было произойти что-то такое, но…
И вот тут происходит поворот на 180 – Мундуса громят, и Теодахад начинает верить в свою веру в себя. Король отказывается от пораженчества и запирает Петра в тюрьму. По-лёгкому у римлян не вышло. Но ведь Империя сильнее и богаче готов, а значит, никакого сепаратного мира не будет – воюем до победы. В ход идет вандальский сценарий.
Велисарий и ко принялись покорять юго-запад итальянского сапога. В принципе, шло всё неплохо, мелкие городишки отворяли ворота сами, сопротивление нашлось только в Неаполе. Да и тот, благодаря римской удали (какой больной человек придумал брать штурмом город через старый акведук???), пал довольно быстро. Дорога к Риму пустовала, и то понятно. Готы все же не дураки, хоть и варвары. Все силы с юга стягивали на север, где можно было соединиться и уже единым фронтом пойти бить римлян.
Сам Рим, осенью 536 года, тоже сдали без боя – готский гарнизон попросту ушел. Рим в моменте вновь стал римским, но паровой каток таки временно остановился. Во-первых, сил под началом Велисария было правда немного. Учитывая, что рано или поздно придется напороться на полнокровное войско готов, рачительно было выждать подкрепления. Во-вторых, дальше по пути к Равенне, столице королевства, пруд пруди крепостей с гарнизонами, которым бежать некуда. Сверх этого, здесь же были и земельные наделы большой части готов, а за них будут драться серьёзно.
Всё же ждать подмогу долго, да и не ровен час, как на юг вернутся полным составом готы, посему Велисарий начал готовиться к осаде. На защитников работали могучие городские стены, построенные ещё императором Аврелианом пару веков назад. Против них же работало положение города – очень уж легко его отрезать от близлежащего порта. Да и Вечный город за века изрядно обезлюдел – население Рима в лучшем случае исчислялось в десятки тысяч горожан. Так что в быстром порядке донабрать ополчения не выйдет.
Аврелиановы стены, современное решение современной проблемы варварских набегов
А пока Велисарий пытался сделать всё возможное и невозможное для укрепления обороны Рима, короля Теодахада за потерю Неаполя умертвили. Вместо него же трон занял воевода Витигис. Он делает две умные вещи: во-первых, он договаривается с соседними франками. Готы по договору отдают франкам приграничные территории, завоёванные ещё дедом-Теодерихом, а тамошние гарнизоны соединяют с остальной армией. А во-вторых, Витигис с огромным войском (~30 тысячным) всё же идёт на Рим. Сделать подлянку наступающей армии у римлян не вышло, и посему город начали полноценно осаждать.
В Граде потихоньку становилось хуже и хуже. Воду из акведуков отрезали, злые языки внутри крепостных стен призывали сдаваться супостатам. Сами же готы принялись мастерить осадные машины. За 18 дней и ночей варвары сумели настроить осадные башни и тараны. Защитников охватил страх, крыть было нечем. Однако вышло, что венец германского зодчества тащили на себе волы. Это приметил Велисарий, после чего приказал волов, а затем и варваров на башнях, перестрелять. В суматохе всего этого действия римляне ещё и устроили несколько успешных вылазок. Так посыпалась первая попытка штурмом взять Рим.
Радоваться долго не приходилось – осада толком не кончилась. В городе кончались запасы зерна, а новые ждать не придётся – ближайший к Риму порт был взят. Тем не менее, в город смогло просочиться подкрепление – полторы тысячи (к шести тысячам Велисария) конных лучников. Теперь вылазки были постоянными. Лучники выбегут, постреляют в готов, и вернутся обратно почти без потерь. Готам ответить было толком нечем. После двух десятков таких вылазок, Велисарий попытался мощным кулаком отбросить варваров от города, но из этой попытки ничего не вышло. Готы не могли взять город, а римляне пока не могли их прогнать.
Выправляться ситуация начала уже осенью 537 года. Через не особо плотное окружение в Рим протиснулись ещё подкрепления, а именно ещё 5,8 тысяч воинов, из которых 2,3 тысячи были блаженной конницей. Вместе с войском до Города доехало и зерно. Готов всё это улыбать перестало, и король Витигис предложил вернуться к дипломатии. Пока в самой Италии длилось перемирие, варвары пытались договориться с Юстинианом о сдаче юга Италии (Сицилии и всего, что южнее Неаполя, включительно).
Мир по Витигису. Примечание: Африку и Сардинию римляне отобрали ещё в прошлой войне
Переговоры всё затягивались. А пока никто никого не колошматил из-за перемирия, и готы, и римляне начали строить хитрые планы по окончанию осады. Готы полагали провернуть на римлянах их же неаполитанский трюк: залезть в водопровод и через него войти в город. А теперь уже сытые римляне, наоборот, строили планы рейдов вглубь Италии, где стоят варварские селения.
Нарушить перемирие выпало готам, и выпало довольно неудачно. Ещё одним приступом Рим взять не удалось. Римские же всадники устремились на северо-восток – жечь, грабить и убивать всё, что по виду походит на готов. И им же всё удалось: центральная Италия горела, поспешно собранных варварских “пожарников” разбили нещадно. Сверх этого, передовые отряды римлян уже засели в двух днях пути от Равенны, столицы готского королевства. Словом, с такими дырами в окружении города, и врагом перед самым порогом престольного града, ловить у Рима было больше нечего.
Боевые действия с 535 по март 538 + контролируемые римлянами области (очень условно). Привыкайте смотреть на мои самопальные карты :)
Витигис с армией свернул на север. Мало того, что римские наездники безнаказанно разъезжали по центру страны, так ещё и на северо-западе, в Милане и всей Лигурии, поднялось проримское восстание.
Время играло против готов, но война ещё не была проиграна.
Прошлая часть о восстании Ника, обосновании Юстинианом будущих завоеваний, и спасении правления войной с Вандальским королевством: vk.com/@ryousuketaka-vip-just-2
Следующая часть о продолжении войны и окончании войны, её новом витке, и окончательной победе: https://vk.com/@ryousuketaka-vip-just-4
https://vk.com/catx2 - непосредственно история, от древней до современной;
https://vk.com/cat0news - новости и геополитика;
https://vk.com/catgeeks - заметки о гик-культуре.
Коли вам нравится что я пишу, можете наградить копеечкой через админку (главное подпишите кому) по этому реквизиту 4276 5500 7089 1588 (Сбербанк). Ваши комментарии и ваши пожертвования греют мне душу и мотивируют писать больше и лучше.