Найти тему

Музей Фаберже. Часть №5. Белая и Голубая гостиные

Эмалирование, как искусство декорирования изделий из металла существовало давно, не одно столетие, но именно в конце XIX - начале ХХ века в России оно достигло высот совершенства, это относится как к художественным, так и техническим приемам декорирования изделий.

Голубая гостиная. Фото автора.
Голубая гостиная. Фото автора.

Друзья, мы продолжаем виртуальную прогулку по залам и гостиным музея Фаберже, сегодня нам откроют свои двери Белая и Голубая гостиные. В этих залах сегодня представлены образцы произведений ювелирного искусства, произведений, ценившихся на уровне драгоценных камней. Перед нами образцы эмальерного искусства, или искусство эмали.

Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.

Любой энциклопедический словарь дает какое-то "сухое" определение слову "эмаль", например, "Непрозрачная стекловидная масса, служащая для покрытия металлических предметов с целью предохранения их от окисления" - это из нового толково-словообразовательного словаря русского языка Т.Ф. Ефремовой, а вот как толкует это слово Большой энциклопедический словарь: "ЭМАЛЬ (от франц. email; др.-рус. финифть) - прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом..."

Голубая гостиная. Фото автора.
Голубая гостиная. Фото автора.

В музее представлены изделия таких признанных мастеров ювелирного дела как Карла Фаберже, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, Антипа Кузьмичева, Федора Рюкерта. Декоративные эмали принесли им славу на века. Изделия этих мастеров представляют собой предметы декоративно-подарочного назначения, посуда, столовые приборы, портсигары, предметы домашнего обихода. Изготавливались они на заказ и преподносились на праздники.

Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.

На верхнем снимке изделия фирмы Павла Овчинникова (1830-1888), серебряных дел мастера. Его предприятие первым начало выпускать предметы в старом русском стиле, это ковши, блюда, чарки, братины (славянский шаровидный сосуд для подачи на стол и питья алкогольных напитков пива, мёда, вина), причем изготавливались они из цельных листов металла по одной из наиболее древних техник - repoussé. Невероятно красивые вещи!

Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.

Ювелирная фирма Овчинникова была постоянным участником всевозможных выставок, как внутри России, так и за ее пределами. В 60-х годах XIX века предприятие Павла Акимовича Овчинникова получает известность во всем мире, на всемирной выставке в Париже он награжден Серебряной медалью. Мастера Овчинникова в совершенстве владели всеми эмальерными техниками, будь это живописная эмаль, перегородчатая или витражная эмали.

Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.

Павел Овчинников получает право ставить клеймо с государственным гербом на свои изделия, вскоре он открывает магазины, вначале в Москве, а затем и в Петербурге, на Большой Морской улице. В 1871 году при фабрике открывается специальная школа для одаренных детей, в 1881 году Павел Овчинников получил статус "Поставщика Двора Его Императорского Величества".

Белая гостиная. Фото автора.
Белая гостиная. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.

За свои заслуги и работы Павел Овчинников был удостоен пяти российских орденов, а также австрийским, бельгийским и французским орденами, кроме того, избирался на должность Гласного Московской Городской Думы, являлся членом Московской Купеческой управы и Московского Биржевого комитета. После смерти Мастера, дело продолжили его сыновья, фирма процветала вплоть до 1917 года...

Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.

В коллекции музея большое место занимает собрание изделий еще одного знаменитого эмальера - Федора Ивановича Рюкерта (1840-1917), русского ювелира немецкого происхождения. Мастерская, открытая Рюккертом в 1886 году, стала известна благодаря эмалевым миниатюрам, украшавшим его изделия. Уже через год, он заключает договор с фирмой Фаберже, хотя Рюкерт принимал заказы и от других крупных и известных фирм, например того же Овчинникова.

Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.

Свою мастерскую Рюкерт основал в Москве, на Воронцовской улице, в этом же доме проживала и его семья. Мастерская изготавливала как утилитарные предметы, так и дорогостоящие подарочные вещи. На изделиях Рюкерта преобладали живописные композиции на тему русской истории и старинного боярского быта, фольклора.

Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.

Рюкерт имел свой неповторимый художественный стиль, это выражалось в самих сюжетов миниатюр, узорах и орнаментах, даже краски у него были свои, с преобладанием коричнево-охристых тонов, а форма его изделий, будь это чаши, ковши или ларцы, по сравнению с оригиналами порой не соответствовали пропорциям и имели гротесковые формы.

Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.

Еще один признанный мастер, чьи работы представлены в Голубой гостиной и имели клеймо "Поставщик Двора Его Императорского Величества" - Иван Петрович Хлебников (1819-1881). Предприятие Хлебникова "И. П. Хлебников, Сыновья и Ко" выпускало свою продукцию как для массового покупателя, так и штучные изделия, предназначавшиеся для высоких особ, в том числе и для царской семьи. Хлебников придерживался модного тогда, русского исторического стиля.

Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.

Получив известность на родине, Петр Хлебников решает показать свои изделия и всему миру, в итоге, на своей первой Всемирной выставке в Вене, в 1873 году получает за свою коллекцию две медали. К 1877 году становится поставщиком Датского, Сербского, Нидерландского княжеских и королевских дворов, а в 1879 году получает право ставить на своих работах клеймо государственного герба и звание ""Поставщик Двора Его Императорского Величества".

Набор для крюшона. Москва, 1894. Фабрика Хлебникова. Фото автора.
Набор для крюшона. Москва, 1894. Фабрика Хлебникова. Фото автора.

Помимо утилитарных и штучных, подарочных изделий фирма Хлебникова прославилась и предметами для православного богослужения: кресты, оклады икон, складней, церковных чаш, кадил. Хлебников в 1883 году получил один из таких заказов от Русской Православной Церкви по созданию церковной утвари для храма Христа Спасителя в 1883 году.

Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Русское эмальерное искусство. Фото автора.
Белая гостиная. Фото автора.
Белая гостиная. Фото автора.

Помимо изделий эмальерного искусства в Белой и Голубой гостиной представлена коллекция русского фарфора XIX века, большинство которой изготовлено на Императорском фарфоровом заводе, в том числе и коллекция декоративных тарелок.

Русский фарфор XIX века. Фото автора.
Русский фарфор XIX века. Фото автора.
Русский фарфор XIX века. Фото автора.
Русский фарфор XIX века. Фото автора.
Русский фарфор XIX века. Фото автора.
Русский фарфор XIX века. Фото автора.
Русский фарфор XIX века. Фото автора.
Русский фарфор XIX века. Фото автора.
Русский фарфор XIX века. Фото автора.
Русский фарфор XIX века. Фото автора.

Друзья, сегодня мы прикоснулись к искусству русской эмали конца XIX - начало ХХ века. Надеюсь, вам понравилось, конечно, лучше видеть эту красоту своими глазами. Мой стандартный совет - "Будете в Петербурге, посетите музей Фаберже".

Фото автора.
Фото автора.

Спасибо, что уделили время и досмотрели до конца, надеюсь вам понравилось! С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки, пишите отзывы, жду ответной реакции!

Другие публикации из музея Фаберже:

Музей Фаберже. Часть 1. Рыцарский зал. Красная гостиная.

Музей Фаберже. Часть 2. Синяя гостиная. Яйца Фаберже.

Музей Фаберже. Часть 3. Золотая гостиная.

Музей Фаберже. Часть 4. Аванзал.