Одним из последних владельцев Шуваловского дворца являлась графиня Елизавета Владимировна Шувалова, невестка графа Петра Павловича Шувалова - русского землевладельца и сахарозаводчика, санкт-петербургского губернского предводителя дворянства.
Как вы уже знаете, друзья, с ноября 2013 года во дворце Нарышкиных-Шуваловых открылся Музей Фаберже. И мы с вами уже ознакомились с экспонатами Рыцарского зала, Красной, Синей и Золотой гостиных музея. Сие учреждение находится на набережной Фонтанки, в доме №21. Сегодня наш путь лежит в бывшую официантскую дворца, в Аванзал.
Изделия фирмы Фаберже были доступны для людей разных сословий и достатка. Примером могут служить миниатюрные пасхальные яйца в виде подвесок - такие вещицы мог позволить простой человек.
Имя известного на весь мир придворного ювелира Фаберже у многих ассоциируется со знаменитыми ювелирными пасхальными яйцами, и это верно! Однако, помимо этих уникальных штучных изделий мастерские Фаберже изготавливали огромное количество других ювелирных украшений, аксессуаров, предметов быта. В этом мы можем убедиться побывав в Аванзале Музея Фаберже...
На верхнем снимке, в центре треугольная рамка с фотографией великокняжеской четы Александра Михайловича и Ксении Александровны. Это работа одного из известных финских ювелиров XIX–XX веков Йохана Виктора Аарне, выполнявшего заказы для фирмы Фаберже.
В Аванзале экспонируются ювелирные украшения, драгоценные аксессуары, часы, письменные принадлежности, отличающиеся особым изыском и красотой, и которые могли позволить купить себе состоятельные граждане.
На верхнем снимке, слева, вы можете видеть настольные часы в форме веера. Это работа ведущего мастера ювелирного дома Фаберже Михаила Евлампиевича Перхина. Помимо оригинальной формы, часы интересны еще тем, что служат рамкой для фотографий. В этой работе использованы драгоценные металлы - серебро, золото, а также слоновая кость.
Обратили внимание? Практически каждое изделие Фаберже покрыто переливающейся эмалью. Они (изделия) словно сами излучают свет, буквально светятся изнутри! Дело в методах, которые мастера Фаберже довели до верха совершенства - это гильошировка и эмалирование.
Гильо́ш (от фр. guilloché — узор из волнистых линий), гильотировка — орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой.
Так вот, узоры, нанесенные с помощью станка в виде волнистых линий или лучей, покрывали заготовку тончайшими кружевными переплетениями. Следующим этапом было покрытие гильошированной поверхности эмалью и последующая её полировка. Состав и цветовая гамма эмали были разработаны непосредственно мастерами Фаберже.
Эмальерное дело вело специальная мастерская ювелирной фабрики, руководителем которой был Николай Александрович Петров. Он лично разрабатывал новые составы эмалей. Так, под его руководством и непосредственным участием, фирма создала около 144 неповторимых, присущих только Фаберже оттенков эмали. После Октябрьской революции, фирма прекратила существование и, к сожалению, секреты мастеров были утрачены. В результате, сегодня мы с вами можем буквально прикоснуться к истории, да, к истории, и насладиться великолепием трудов русских ювелиров - великих мастеров своего дела!
Портсигары, украшения, часы, подвески, различные предметы бытового назначения (канцелярские изделия, гребни, и т.д.) помимо эмалирования украшались драгоценными и полудрагоценными камнями, кроме того, мастера создавали фигурки из камня, подобно японским фигуркам нэцкэ. Для работы с камнем Карл Фаберже создал специальную камнерезную мастерскую, и первым ее руководителем стал уральский резчик по камню Петр Михайлович Кремлев. Одним из самых любимых поделочных камней у Фаберже был саянский нефрит.
Думаю, вам, друзья приглянулись "приборы времени" - часы от Фаберже. Фантазия мастеров поражает, каких только форм они не выпускались! Здесь часы и треугольной, шестиконечной, веерообразной, круглой и прямоугольной форм. А об украшении и говорить нечего, здесь талант ювелиров достиг совершенства! Часы из лазурита, родонита, нефрита, пурпурина, оникса, отделка циферблата полужемчужинами и, конечно, впечатляют миниатюрные портреты и эмалевое покрытие.
Часы в ювелирной оправе, наравне с портсигарами, были одними из самых популярных подарков. Дом Романовых имел особое подразделение занимавшееся закупками и хранением, в том числе и различных ценных ювелирных изделий - Камеральное отделение Кабинета Его Императорского Величества.
Изделия фирмы Фаберже, будь это единичная заказная работа для императорской семьи, или массовая продукция, предназначенная для разных слоев населения - со дня основания ювелирной компании в 1842 году в Российской империи, всегда отличались высоким качеством, мастерством и изяществом, подтверждая девиз ее основателя, Карла Фаберже:
"Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют"
Друзья, сегодня мы с вами познакомились с визитной карточкой ювелирного дома Фаберже - коллекцией многоцветных гильоше-эмалей. Предполагаю, эта красота не оставила вас равнодушными. К сожалению, фотография не передает ту атмосферу восприятия, нежели увидеть всё это великолепие в реальности, "вживую". Будете в Петербурге, обязательно посетите Музей Фаберже!
Спасибо, что досмотрели до конца, благодарю! Приглашаю, подписывайтесь на канал, смотрите Петербург, его достопримечательности, не пропустите следующие публикации! До новых встреч! Начало публикаций о Музее Фаберже здесь:
Музей Фаберже. Часть 1. Рыцарский зал. Красная гостиная.
Музей Фаберже. Часть 2. Синяя гостиная. Яйца Фаберже.
Музей Фаберже. Часть 3. Золотая гостиная.