Поводом написать статью послужил неожиданный комментарий (неожиданный, потому что не по теме) одного из читателей. Орфографию я сохранил, исправил лишь многочисленные ошибки:
Десятая дивизия НКВД, в Сталинграде, покрыла себя неувядаемой славой. ОНА почти полностью полегла на поле сражения, но не отступила, со своих позиций. СЛАВА ВОЙСКАМ НКВД!!! Сражавшихся с фашистами в ВОВ.
К этому был ещё зачем-то добавлен портрет Берии со множеством орденов на груди.
Часто бывает, вникаешь в подобные истории поглубже и оказывается, что реальность сильно отличается от вымысла. Но в данном случае точно известно, что дивизия понесла большие потери в ходе боёв в самом Сталинграде, так что сомнений в её участии не было. Хотелось просто уточнить подробности. Не так уж много на самом деле войска НКВД принимали участие непосредственно в боях Великой Отечественной войны.
10-я стрелковая дивизия войск НКВД — соединение весьма интересное. Сформирована в январе 1942 года в Сталинграде, но, вопреки некоторым авторам, её точно не создавали для защиты города. Ибо формировалась она по Постановлению ГКО СССР № 1099-сс от 04.01.1942 «Об организации гарнизонов войск НКВД в городах, освобождаемых Красной Армией». То есть её задача была входить в освобождённые населённые пункты и проводить там зачистку, поддерживать порядок. Потому, в отличие от других типов дивизий НКВД, состав её полков и батальонов был сильнее других, хотя и уступал дивизиям РККА.
В дивизии было шесть стрелковых полков. В стрелковом полку три батальона, противотанковая батарея (4 45-мм орудия), миномётная рота (4 82-мм и 8 50-мм миномётов), рота автоматчиков. В батальоне три стрелковых роты и пулемётный взвод (4 станковых пулемёта). По личному составу данных нет, но известно, что дивизии НКВД для гарнизонной службы комплектовались призывниками старших возрастов или ограниченно годными. Оно и понятно, в атаку им ходить не планировалось.
В целом же это обычное соединение, которые существовали во всех армиях и были схожи между собой. Только аббревиатура НКВД в названии делает эту дивизию какой-то особой в глазах многих. Называйся она просто гарнизонной или охраны тыла, так и не вызывала каких-то эмоций. Обычные мужики, призванные военкоматами.
Как легко догадаться, на южном фланге советско-германского фронта, после января 1942 года, нам гарнизоны для освобождённых городов и сёл не понадобились, потому дивизия так и оставалась в Сталинграде.
Численность личного состава соединения при формировании указана в 8739 человек. Состав дивизии менялся, одни полки выводились, другие включались. На 23-е августа численность указана в 7568 человек.
На конец августа в состав 10-й стрелковой дивизии НКВД входили 269-й, 270-й, 271-й, 272-й и 282-й стрелковые полки и артиллерийский дивизион. Кроме неё в Сталинграде находились следующие части НКВД: 178-й полк войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности, 91-й полк войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, 249-й полк конвойных войск НКВД, 73-й отдельный бронепоезд НКВД. Надо заметить, что полки 10-й дивизии были разбросаны по всему городу, точнее линии обороны. Воевали они на разных участках с 23-го августа по 7-е октября в составе 62-й армии Юго-Восточного фронта.
По состоянию на 12-е сентября, к началу немецкого штурма Сталинграда, численность личного состава полков дивизии составляла: 269-й — 1637 человек, 270-й — 1437 человек, 271-й — 1461 человек, 272-й — 1505 человек, 282-й — 1237 человек. Если суммировать, то получается 7313 человек в составе одних только полков. Что с учётом остальных подразделений примерно совпадает с указанной на 23-е августа численностью в 7568 человек.
Но уже к вечеру 15-го сентября в дивизии осталось менее 3000 бойцов, то есть за два-три дня было потеряно более половины людей.
Общие же потери личного состава дивизии в ходе боёв в Сталинграде составили 1227 человек убитыми и 2759 ранеными. То есть все они и приходятся на эти два дня.
Есть также данные, что на 7-е октября оставалось чуть более 200 человек: в 271-м полку — 65 человек, в 270-м —на одну роту (?), в 272-м — 11 человек, в 269-м — 12 человек, в 282-м — 8 человек. но, судя по всему, речь идёт не про личный состав в целом, а «активные штыки».
Во всяком случае есть упоминание, что при формировании новой дивизии для Отдельной армии НКВД (будущей 181-й стрелковой), в неё вошли около 2700 бойцов и командиров, принимавших участие в Сталинградской битве. То есть арифметика вся сходится.
Как я понял, в состав дивизии в ходе боёв в Сталинграде не передавались маршевые пополнения 62-й армии, ей лишь придавались отдельные армейские подразделения.
Итак, как же воевала дивизия и где? В большинстве описаний о боевых действиях 10-й дивизии много путаницы. С одной стороны, написано, что в бой она вступила 23-го августа, но тут же продолжается рассказ про действия полков на самых разных направлениях, с одной даты сразу перескакивают на другие. А в основном же описывают подвиги конкретных бойцов и командиров. Что, конечно, важно, но при этом хотелось бы понять и общую картину — где и как полки дивизии сражались.
Если верить описанием изданий соответствующего ведомства, то войска НКВД практически в одиночку сдерживали немцев на подступах к Сталинграду. Ибо нужны были силы для обороны города, а никаких частей РККА там не было:
Этими силами и стали 10-я стрелковая дивизия, 178-й, 91-й, 249-й полки войск НКВД, два учебных танковых батальонов и некоторые другие подразделения.
62-я армия не могла подойти на помощь, как было запланировано ранее.
Лишь 12 сентября в город вошла 62-я армия, и 10-я дивизия перешла под командование генерала–лейтенанта В.И. Чуйкова.
На самом деле, 12-го сентября 10-я стрелковая дивизия НКВД была лишь передана в оперативное подчинение 62-й армии, которой была поручена оборона города. А войска 62-й армии отступили в Сталинград намного раньше (собственно город был изначально в полосе 62-й армии), но 10-я дивизия НКВД просто была до этого во оперативном подчинении штаба фронта.
Изначально, как пишут, дивизия НКВД действительно заняла оборону на внешнем оборонительном обводе Сталинграда и на неё приходилось аж до 50 км. Полсотни километров на шесть полков — это многовато, но занимать оборону и сражаться, уж в данном случае точно не синонимы. Когда немцы действительно приближались, то отступающие наши части занимали позиции, и полки НКВД включались в общую оборону. Первые боевые столкновения были у 282-го полка, после того как 23-го августа немцы прорвались к Волге. Остальные полки имели соприкосновение с немцами только после 2-го сентября.
Но уже по вышеприведённой численности дивизии видно, что до 12-го сентября она серьёзных боёв не вела. Серьёзные начались после начала немецкого штурма города, и это хорошо видно по потерям. То есть основной период боёв — это 13-15 сентября, после чего сражались уже остатки полков на разных участках.
Ну и, надо признать, что не упомянутые некоторые другие подразделения, которые тоже сражались в Сталинграде, совершенно не стоит забывать. Ибо дивизия сражалась не одна, а рядом было очень много частей и соединений Красной Армии.
Это, кстати, хорошо видно по опубликованной Росгвардией схеме, где кроме полков 10-й дивизии нанесены и армейские части. К сожалению качество изображения очень низкое, но разобрать можно.
Словом, боевая жизнь 10-й дивизии НКВД была очень короткой, но и героической. Во всяком случае, полки не побежали, большая часть бойцов и командиров погибла в бою, остались только тылы да штабы. Но учитывая возможности дивизии, пусть каждый полк и получал усиление танками, противотанковой артиллерией, «Катюшами» и пр., бо́льшего от неё ждать было глупо. Сделали всё, что могли.
Весьма путанная история, связанная с этой дивизией, приходится на 23-е августа и последующие дни, и сперва я хотел написать именно об этом. Но получается довольно длинный рассказ, и касается он не только данной дивизии, так что посвящу этой теме отдельный материал. Посему не забудьте подписаться на мой канал.
А ещё рекомендую вам мою статью:
Про загадочные ударные коммунистические полки на Невском пятачке
Для иллюстрации использована картина Ивана Евстигнеева «Под Сталинградом».