Найти тему

НОСКИ. Ремонт или реконструкция

Мои новые жаккардовые гольфы (спицы N 3) на фоне моего старого жаккардового свитера (вязальная машина 5 класса).
Мои новые жаккардовые гольфы (спицы N 3) на фоне моего старого жаккардового свитера (вязальная машина 5 класса).

"Как связать спицами носки с жаккардовым узором" - перестаёт быть вопросом и переходит в разряд "инструкция", когда умение вязать достигает определённого уровня и, кажется, не обязательно испытывать на практике то, что и так ясно, и что не является предметом мечты.

Большое количество новых дел, опытов, экспериментов не сделано многими именно потому, что результат кажется очевиден, а по сути так происходит, надеюсь не из-за лени, а из-за переоценки собственного опыта, или заблуждения, что все новости уже не новости. И "мы сами с усами").

В моём случае тема "ручного" жаккарда и жаккардовых носков, в частности, долго оставалась лишь теорией и оправдывалась вышеприведёнными причинами потому, что, во-первых, вязание мелких предметов было не интересным, так как им всегда была альтернатива, их техническое исполнение не обещало никаких новых открытий, а быстрый износ носков сулил либо короткий срок их службы, либо хлопоты, сопряжённые с их обновлением и ремонтом.

Носки, отремонтированные с помощью штопки. Может, кого-то устроит подобная починка, меня такой вариант продления срока службы изделий  никогда не привлекал.
Носки, отремонтированные с помощью штопки. Может, кого-то устроит подобная починка, меня такой вариант продления срока службы изделий никогда не привлекал.

А во-вторых, много лет на повестке было изучение возможностей вязальной машины и разработка на ней различных узоров и переплетений.

Образцы жаккардовых переплетений, которые я сохранила, связанны по перфокартам на машине 5 класса.
Образцы жаккардовых переплетений, которые я сохранила, связанны по перфокартам на машине 5 класса.

Я не вязала носки, рукавицы, перчатки, шапки.

Одной из причин, из-за которой я теперь вяжу руками при помощи спиц и крючка, стала устойчивая тенденция на необходимость использования в гардеробе одежды свободной формы, без излишнего облегания, с уклоном в минимализм.

Из-за недостаточной ширины игольницы моей машины я была сильно ограничена в своих фантазиях, что не давало простора полёту мысли), и вынуждена была изощряться "в узких рамках".

Вязание вручную освободило меня от былых ограничений и позволило не только использовать пряжу более широкого ассортимента, но и конструировать цельновязанные вещи, в которых швы замещаются линиями технических убавлений и прибавлений, вязанием в разных направлениях, переносятся на другие участки и имитируются другими переплетениями.

Изобретать и тренировать новые приёмы на мелких изделиях оказалось делом не только удобным, но и полезным.

Перчатки "на 50 петлях", связанные  недавно для тестирования расчёта, из пряжи alize superwash,420м/100г. Это седьмая пара перчаток, которые я связала за полтора года. У меня подготовлены для публикации расчеты  для перчаток "на 50 петлях" и "на 56 петлях".
Перчатки "на 50 петлях", связанные недавно для тестирования расчёта, из пряжи alize superwash,420м/100г. Это седьмая пара перчаток, которые я связала за полтора года. У меня подготовлены для публикации расчеты для перчаток "на 50 петлях" и "на 56 петлях".

Вязать макеты плечевых изделий в кукольных размерах - не моё), испытано). Сначала перчатки, затем носки стали моим "полигоном для испытаний". Их вязание доставляет теперь двойное удовольствие - радость от самого процесса и от результата.

Но, думаю, самостоятельно я бы не обратила внимание на жаккард, связанный руками (во всяком случае так скоро)). Тем более не собралась бы вязать жаккардовые носки из-за перспективы быстрого износа.

Жаккардовые гольфы, связанные вопреки всем планам и предпочтениям, на фоне детского пледа, который я вязала в это же время, как параллельный проект.
Жаккардовые гольфы, связанные вопреки всем планам и предпочтениям, на фоне детского пледа, который я вязала в это же время, как параллельный проект.

И всё-таки мне довелось их связать, по собственному желанию и из-за стремления к разнообразию.

Мой "вязальный"Ангел всегда со мной в образе моей бабушки, от которой мои способности и рукодельные пристрастия.

И новое вязальное приключение, несмотря на некоторые опасения, опять удалось!

Предложение научить меня вязать жаккардовые носки "с секретом" я приняла, как неожиданный подарок судьбы и моя надежда узнать и попробовать новое оправдалась.

Моя Наставница в деле вязания жаккардовых носков, которые можно незаметно ремонтировать - Марина Грибкова. В режиме переписки в комментариях она постепенно посвятила меня в тонкости (без них не было бы лёгкости) процесса. Процесс включает два этапа - подготовку к вязанию и вязание. Пренебрежение первым этапом неприемлемо, если нужен хороший во всех отношениях результат.

Отвлекусь на минутку. Я на всю жизнь запомнила слова преподавателя швейной технологии, которая приводила, как пример, отношение к делу немецких мастеров: 90% рабочего времени профессионал расходует на подготовку рабочего места и 10% - на работу!

Если честно, в большинстве случаев при вязании руками я скорее пренебрегала этим правилом (я же не "немец"))), так как моё занятие доставляет радость в режиме "вяжем, вяжем - распускаем"))). Но в случае вязания жаккарда по методу, которым поделилась Марина Грибкова, это правило работает, и после подготовки вязание идёт легко и без остановок. А, если случается вынужденный перерыв, то продолжить получится сразу без вопросов.

Носки могут содержать в узоре пряжу нескольких, от двух и более цветов. Этот способ предполагает разные по сложности варианты. Но я расскажу о своём опыте.

Мои гольфы, благодаря способу вязания, могут быть подвергнуты реконструкции.
Мои гольфы, благодаря способу вязания, могут быть подвергнуты реконструкции.

Должна признаться, когда я приступала к вязанию, мне ещё не было известно, что предстоит делать и какова будет конструкция носков. Я строила предположения, откуда начнется вязание, так как был намёк, что носки - родня джурабов, а джурабы традиционно начинают вязать от мыска.

Пример, как выглядят джурабы со стороны подошвы и пятки.
Пример, как выглядят джурабы со стороны подошвы и пятки.

С другой стороны был намёк на болгарский способ вязания. Если честно, я не знакома с точными нюансами вязания таких носков, но, думаю, это не сложно.

Болгарский носок, или вариант такового. Фото из Pinterest.
Болгарский носок, или вариант такового. Фото из Pinterest.

Гадала, как свяжу пятку, чтобы можно было её после заменить.

Очень привлекательный вариант для локального ремонта - реконструкции, когда замена как пятки, так и мыска, с удалением старых и вязанием новых, предполагает возможность изменения узора и цвета пряжи на  старых  участках , что может придать носкам совершенно новый внешний вид.
Очень привлекательный вариант для локального ремонта - реконструкции, когда замена как пятки, так и мыска, с удалением старых и вязанием новых, предполагает возможность изменения узора и цвета пряжи на старых участках , что может придать носкам совершенно новый внешний вид.
Так выглядит промежуточный этап вязания джурабов, когда пятка ещё не связана, но место для неё подготовлено- открытые петли собраны на вспомогательную нить белого цвета.
Так выглядит промежуточный этап вязания джурабов, когда пятка ещё не связана, но место для неё подготовлено- открытые петли собраны на вспомогательную нить белого цвета.
А здесь момент, когда открытые петли  на спицах подготовлены для вязания пятки.
А здесь момент, когда открытые петли на спицах подготовлены для вязания пятки.
Носок с пяткой, связанной из открытых петель, оставленных при вязании "патрубка" паголенок-стопа - общий способ начала вязания пяток разной конструкции, но общего назначения - с возможностью замены старого участка на новый.
Носок с пяткой, связанной из открытых петель, оставленных при вязании "патрубка" паголенок-стопа - общий способ начала вязания пяток разной конструкции, но общего назначения - с возможностью замены старого участка на новый.
Носок, у которого перед вязанием круглой пятки в углу сопряжения паголенка и следа произведено вязание удлинёнными рядами участка, аналогичного клину подъёма.
Носок, у которого перед вязанием круглой пятки в углу сопряжения паголенка и следа произведено вязание удлинёнными рядами участка, аналогичного клину подъёма.
Носок со спиральным закрытием клиньев пятки, связанной по кругу по аналогии с макушкой шапки, которая с лёгкостью подлежит замене путём её удаления и вязания новой. В данной пятке чередуются клинья, связанные лицевой и изнаночной гладью, что создаёт дополнительный декоративный эффект. Фото из Pinterest
Носок со спиральным закрытием клиньев пятки, связанной по кругу по аналогии с макушкой шапки, которая с лёгкостью подлежит замене путём её удаления и вязания новой. В данной пятке чередуются клинья, связанные лицевой и изнаночной гладью, что создаёт дополнительный декоративный эффект. Фото из Pinterest
Ещё один вариант вязания пятки с орнаментом по кругу. За счёт использования жаккардового орнамента, который играет декоративную роль, производится   ещё и укрепление пятки.
Ещё один вариант вязания пятки с орнаментом по кругу. За счёт использования жаккардового орнамента, который играет декоративную роль, производится ещё и укрепление пятки.
Ещё один носок с пяткой, связанной клиньями, которую легко можно заменить при необходимости.
Ещё один носок с пяткой, связанной клиньями, которую легко можно заменить при необходимости.

Думала, что будет с мыском, ведь и тут есть варианты...

Это джурабы, вязание которых начинается с мыска. Поскольку мысок отделён от остальной части следа однотонной полосой, по линии этой полосы можно отделить изношенный мысок и связать новый в обратном направлении.
Это джурабы, вязание которых начинается с мыска. Поскольку мысок отделён от остальной части следа однотонной полосой, по линии этой полосы можно отделить изношенный мысок и связать новый в обратном направлении.
Носки, связанные по аналогии с джурабами также легко можно отремонтировать. Отделив старый мысок по однотонной линии, можно связать новый. Вместо старой пятки можно от открытых петель связать новую пятку иной конструкции, по примеру из вышеприведенных картинок.
Носки, связанные по аналогии с джурабами также легко можно отремонтировать. Отделив старый мысок по однотонной линии, можно связать новый. Вместо старой пятки можно от открытых петель связать новую пятку иной конструкции, по примеру из вышеприведенных картинок.
  • Я решила вязать гольфы, что сложнее, так как есть необходимость изменять ширину паголенка. И, вообще, увеличилась длина изделия и процесса). Здесь хочу предостеречь тех, кто отважится на подобное вязание. Переплетение жаккард мало растягивается вдоль петельного ряда, так как растяжение ограничено наличием значительных протяжек (не важно, замаскированы они, или бессовестно "провисают" по изнанке). Нет привычной эластичности полотна. Это обстоятельство определяет традиционную форму подобных изделий. Должна быть определённая свобода облегания, чтобы надевание изделия на ноги не вызывало затруднений. Форма гольфа особенно должна быть рассчитана индивидуально по ноге "претендента".
Так выглядит мой гольф в готовом виде с двух сторон. Ширина паголенка 25 см (вверху), 19 см (на щиколотке), общая длина, включая бортик, до мыска 60 см. Те же параметры ноги 36-21-57(голень-щиколотка-расстояние от конца большого пальца до начала коленной чашечки).
Так выглядит мой гольф в готовом виде с двух сторон. Ширина паголенка 25 см (вверху), 19 см (на щиколотке), общая длина, включая бортик, до мыска 60 см. Те же параметры ноги 36-21-57(голень-щиколотка-расстояние от конца большого пальца до начала коленной чашечки).
  • Я вязала из сочетания пряжи alize superwash (420м/100г), цвет коричнево-серый и adelia "RACHEL" 400м/100г, цвета светло-серый и тёмно-вишнёвый, то есть трёх цветов, ДВУХЦВЕТНЫЙ (в одном ряду чередуется пряжа двух цветов) односторонний жаккард "без протяжек"(с закреплением длинных протяжек на изнанке полотна). В процессе вязания жаккарда участвовали всегда два цвета. Изменение сочетания цветов было на отдельном участке, что не изменило техническое исполнение, это по-прежнему был двухцветный жаккард.
  • Перед началом вязания выбранная схема цветного узора устанавливается на планшет с горизонтальной планкой, которая может перемещаться снизу вверх и выделять уровень ряда, который необходимо "прочесть" в данный момент вязания.
Внешний вид моей схемы на планшете. Ряд, который нужно вязать в данный момент, читается под нижним уровнем планки.
Внешний вид моей схемы на планшете. Ряд, который нужно вязать в данный момент, читается под нижним уровнем планки.

  • На этапе подготовки также важно правильно оформить схему цветного узора. Готовую схему можно найти в открытых источниках.
Пример готовой схемы для вязания турецкого носка.
Пример готовой схемы для вязания турецкого носка.

На такой схеме изображено всё полотно носка от начала до конца, все ряды и все петли. Главное, чтобы цвет пряжи на ней был обозначен только цветом, а не значком (точка, галочка, палочка, звёздочка...). Работа со схемой заключается в разметке по всем рядам на каждом отрезке одного цвета количества клеток, соответствующих петлям. То есть последовательно в каждом ряду надо написать цифрой количество петель одного цвета на каждом длинном отрезке смены цвета. Тогда при вязании не нужно будет каждый раз считать на схеме количество клеток одного цвета после смены пряжи, а увидев цифру, например 5, на зелёном участке, будет ясно, что нужно связать 5 петель пряжей зелёного цвета.

  • Я для своей работы выбрала подходящий для гольфов несложный рисунок, который оформила в виде схемы самостоятельно. Мой рисунок имеет участки- полоски, на которых повторяется одинаковое сочетание цветных отрезков. Благодаря этому у меня была возможность вязать лёгкие участки, не сверяясь со схемой.
  • Я нанесла орнамент на миллиметровую бумагу, где квадратные ячейки, соответствующие петлям, имеют сторону 0,5 см, то есть достаточно крупные. И, поскольку, я вязала более длинное изделие, моя схема в полном виде заняла бы много места. Чтобы сэкономить время, бумагу, место, силы я не стала рисовать весь "свиток", а ограничилась изображением ключевых моментов вязания.
  • Поскольку по плану вязание начинается с паголенка, схема перевёрнута, читается снизу вверх, и первый ряд схемы соответствует верхнему круговому ряду начала орнамента на гольфе.
  • Моя схема визуально не отражает форму гольфа, на ней нарисована ширина половины обхвата паголенка и боковые полоски. Но я знаю какие участки схемы соответствуют местам вязания, так как на схеме указана высота одного раппорта узора, количество таких раппортов на каждом участке по высоте, а места, на которых происходит изменение формы (уменьшение ширины паголенка и формирование мыска) нарисованы полностью и напротив рядов, откуда начинаются новые участки, начерчены метки-указатели. Ошибиться при повторном вязании второго гольфа невозможно.
  • Мне удалось разместить схему на листе площадью 40x40см.
Моя схема вязания жаккардового орнамента гольфа. В левом нижнем углу я нарисовала разным цветом все участки гольфа и пронумеровала их. На схеме фигурными скобками Я отметила те же участки с номерами теми же цветами, соответствующими последовательности чтения схемы.
Моя схема вязания жаккардового орнамента гольфа. В левом нижнем углу я нарисовала разным цветом все участки гольфа и пронумеровала их. На схеме фигурными скобками Я отметила те же участки с номерами теми же цветами, соответствующими последовательности чтения схемы.

Размер моего планшета соответствующий. Он представляет собой фанерный экран, обтянутый мягкой тканью. Я надела горизонтально на свой планшет соединенную в кольцо широкую эластичную тесьму, на которой закрепила бумажную планку "в клеточку" , нижний горизонтальный край которой служит для выделения нужного ряда схемы. Крупное изображение, большой планшет позволяют держать схему на комфортном расстоянии, в удобном для чтения положении (мой планшет я держала на сиденье стула, прислонённым к спинке стула).

Так выглядит планшет на стуле.
Так выглядит планшет на стуле.
  • Если бы мой узор представлял собой "картину", в которой нет повторяющихся раппортов, или содержал разные, сменяющие друг друга раппорты, то нужно было разместить узор в полном объёме и делать на схеме пометки на уровне рядов, соответствующих концу-началу старых-новых участков.
Пример схемы-картины.
Пример схемы-картины.

Собственно, об основных технических моментах я рассказала в своей статье о вязании двухцветного жаккарда "без протяжек" с помощью кольца.

Вязание с кольцом было экспериментальным и я испытывала разные способы удержания пряжи кольцом.

На первом фото пряжа продета в отверстия  кольца НАД пальцем (сверху). На втором фото пряжа продета в отверстия кольца ПОД пальцем (снизу).
На первом фото пряжа продета в отверстия кольца НАД пальцем (сверху). На втором фото пряжа продета в отверстия кольца ПОД пальцем (снизу).

Вообще, это приспособление хорошо вписывается в процесс вязания, при котором пряжа от мотков удерживается в левой руке. После всех "примерок" я нашла удобное для себя положение кольца на средней фаланге указательного пальца.

Преимущества такого вязания следующие: пряжа от двух мотков не путается , можно дополнительно отрегулировать натяжение пряжи и скорость её подачи, используя не только зажим пряжи пальцами, но и трение об отверстия кольца.

Я выбрала вариант, когда пряжа продета в отверстия кольца снизу, натяжение пряжи в этом случае мне регулировать легче.
Я выбрала вариант, когда пряжа продета в отверстия кольца снизу, натяжение пряжи в этом случае мне регулировать легче.

Причём, с опытом, в дальнейшем, можно будет попробовать продевать пряжу через отверстия по-разному (через два отверстия зигзагом, через два отверстия поперёк, или вдоль кольца), меняя силу трения и замедляя, или ускоряя продвижение пряжи. Такое кольцо просто изготавливается из хлопчатобумажной пряжи. Его легко связать крючком, можно надвязать прямо на пряжу, можно при необходимости просто срезать и удалить, а затем надвязать новое кольцо на новую пряжу. Сама техника вязания с таким кольцом не подразумевает никаких непривычных движений и в коротком видео на канале я показала, как следует захватывать рабочую пряжу, чтобы пряжа от второго конца не провисала по изнанке в виде длинной протяжки.

Когда я подготовила первый в высоту раппорт своей схемы, я приступила к вязанию. Причём, я не пробовала технику предварительно на образце. Сразу приступила к вязанию изделия.

  • Двойной бортик гольфа я связала со скрещёнными лицевыми петлями, что придало упругости этому участку.
Бортик гольфа (84 петли - круговой ряд) и декоративное украшение начала паголенка в виде "латвийской" косы и шнурка с помпонами.
Бортик гольфа (84 петли - круговой ряд) и декоративное украшение начала паголенка в виде "латвийской" косы и шнурка с помпонами.
  • Далее без участия кольца я связала "латвийскую косу"(есть много видео инструкций в свободном доступе).
  • Далее я приступила к вязанию орнамента, используя кольцо, как вспомогательный инструмент.

Передняя и задняя половинки паголенка вязались по одному рисунку со схемы, а по бокам я вязала полоски из 7-ми чередующихся петель двух цветов, которые также были обозначены на схеме.

Боковые полоски из 7-ми петель связаны с обеих сторон гольфа и соединяются в крайней точке мыска.
Боковые полоски из 7-ми петель связаны с обеих сторон гольфа и соединяются в крайней точке мыска.

Такие своеобразные лампасы, наличие которых позволило гармонично сокращать петли без ущерба для узора. Длину прямого участка я определяла с помощью примерки.

Далее, когда нужно было сократить ширину паголенка, я сделала на схеме пометки и в соответствии с ритмом убавлений изменила боковые участки схемы (по 4 петли с 4-х сторон. Всего убавлено 16 петель).

  • Самая узкая часть щиколотки связана прямо.

Сразу за первым я связала второй паголенок, по горячим следам, пользуясь пометками на схеме.

  • Следующим этапом вязания был переход с кругового вязания на поворотное.
Изнаночная сторона верхней части следа - подъёма и открытые петли для пятки.
Изнаночная сторона верхней части следа - подъёма и открытые петли для пятки.

Я продолжила вязать по схеме для щиколотки только верхний участок подъёма, ограниченный полосками-"лампасами"(41 петля).

  • Когда примерка показала, что полотно связано до начала роста пальцев, я стала делать убавления для формирования верхней половины мыска.
Верхняя половина мыска.
Верхняя половина мыска.

Марина Грибкова пользуется термином "запуск", что я определяю как "начало". Наверно, мы учились в разных "академиях"))), то есть информацию получали из разных источников, но я такое слово применительно к вязанию услышала впервые. Оно звучит очень профессионально. Одобряю на 100%.

  • Так вот, запуск мыска начинается с деления на три равных группы петель между полосками -"лампасами". На двух крайних, из трёх, участках производятся убавления петель вдоль границ с боковыми полосками в каждом 2-м ряду. Когда остаётся только третий средний участок, на нём петли убавляются вдоль границ с боковыми полосками в каждом ряду.
  • В результате убавлений на спицах останутся только петли боковых участков, которые соединяются швом петля в петлю при помощи иглы.
Петли боковых полосок, соединённые "петля в петлю".
Петли боковых полосок, соединённые "петля в петлю".
  • Дальше я подготовила другое сочетание пряжи двух цветов для пятки и подошвы носка. Пряжей основного цвета для пятки я закеттлевала открытые "пяточные" петли (27+2 кромочные). Этим действием я подготовила петли для будущей замены изношенных пятки и следа.
  • Затем я нанизала на спицу кеттельный стежок и начала вязание поворотными рядами стенок пятки.
Место перехода от закеттлеванных петель паголенка  к петлям пятки.
Место перехода от закеттлеванных петель паголенка к петлям пятки.

Для вязания я использовала простой узор "в полоску", который повторял прямые участки орнамента и не требовал дополнительного схематичного изображения. В высоту я связала количество рядов, которое соответствовало количеству петель на спицах. *Оговорюсь, что при вязании я использую узелковые кромочные, хотя знаю что так редко кто делает.

Кромка вязания с узелковыми кромочными петлями.
Кромка вязания с узелковыми кромочными петлями.

Я вяжу кромочную в конце ряда, как лицевую, пряжей всегда "первого" цвета, но сначала вывожу конец пряжи "второго" цвета рядом с пряжей "первого" цвета, и после этого вяжу кромочную, как лицевую пряжей "первого" цвета. При повороте полотна на начало следующего ряда пряжа образует изнаночный узелок. Для тех, кто вяжет обычные лицевые кромочные, надо иметь ввиду, что в конце ряда кромочная вяжется сразу двумя концами пряжи.*

(Если считать кромочные на участке стенки пятки, то их будет 1/2 от количества петель пятки, или 1/4 от общего количества петель обхвата носка.)

Дальше я дважды перевязывала чашечку пятки. Сначала я разделила на 4 общее количество петель на спице. Две части внутри - для чашечки пятки, и по одной части с обеих сторон - для боковых стенок пятки. Первый раз я связала обычную квадратную пятку, но она получилась какой-то тесной, слишком глубокой.

  • Тогда я поступила по-другому. Я распустила всю чашечку и ещё то количество рядов стенки пятки, которое соответствует количеству петель на каждом боковом участке.
Схема убавлений для формирования чашечки пятки. Количество петель по ширине стенки пятки равно количеству рядов высоты стенки пятки. Убавления начинаются в момент, когда не связаны ряды боковой стенки в количестве, равном количеству петель на боковой стенке. Такие убавления хорошо подошли для жаккардового переплетения. Для других видов переплетений этот способ мной  не проверен.
Схема убавлений для формирования чашечки пятки. Количество петель по ширине стенки пятки равно количеству рядов высоты стенки пятки. Убавления начинаются в момент, когда не связаны ряды боковой стенки в количестве, равном количеству петель на боковой стенке. Такие убавления хорошо подошли для жаккардового переплетения. Для других видов переплетений этот способ мной не проверен.
  • После я начала формирование чашечки, провязывая полный ряд и делая по одному убавлению в каждом ряду вдоль сторон чашечки пятки, оставляя количество петель чашечки постоянным. При этом я постепенно сократила до нуля петли боковых участков. Остались только петли чашечки. Линии соединения чашечки с боковыми участками получились наклонными.
Боковая стенка пятки. Наклонная красная линия - линия соединения чашечки пятки с боковой стенкой пятки, вдоль неё выполнялись убавления петель стенки в каждом ряду. На 8- ми рядах сокращено 8 петель.
Боковая стенка пятки. Наклонная красная линия - линия соединения чашечки пятки с боковой стенкой пятки, вдоль неё выполнялись убавления петель стенки в каждом ряду. На 8- ми рядах сокращено 8 петель.
  • На следующем этапе я продолжила вязание нижней части следа вместе с клиньями подъёма, петли для которых я набрала из узелковых кромочных на краях стенки пятки (по 15 петель +1 кромочная из протяжки - для каждого края стенки).
Пятка с клином подъёма.
Пятка с клином подъёма.

Убавления вдоль клиньев подъёма я делала в каждом 3- м ряду, пока общее количество петель на спицах не сократилось до начального (которое было набрано для стенки пятки).

  • По соответствию количества кромочных узелков на связанной верхней части следа и на нижней части следа я определила, когда пора "запускать" мысок, и сделала на этом нижнем участке аналогичные верхнему убавления.
Две половины следа, подлежащие соединению швейным способом.
Две половины следа, подлежащие соединению швейным способом.
  • Соединение верха и низа следа я произвела швом с помощью иглы, совмещая узелки.
Изнанка гольфа, где виден шов соединения двух половинок следа.
Изнанка гольфа, где виден шов соединения двух половинок следа.
  • Я постирала гольфы, связала декоративные шнурки и сделала к ним маленькие помпоны.

В конструкции этих гольфов совместились традиции вязания разных народов, которые Марина Грибкова удачно применила сообразно поставленной задаче - связать практичное изделие, которое прослужит долго. Удачная интеграция примет и приёмов в одном изделии, когда это не только технически удобно выполнять, но и выглядит красиво!

Мои нарядные праздничные гольфы.
Мои нарядные праздничные гольфы.

Как-то жалко их носить... Но мысль о том, что испорченные в процессе эксплуатации участки можно удалить и на их месте связать совершенно новые, что можно будет изменить не только узор всего участка замены, но даже конструкцию пятки, добавляют оптимизма! Могут получиться не гольфы со штопкой после ремонта, а внешне совершенно новые гольфы.

К тому же способ раздельного вязания можно использовать для носков, связанных в иной технике.

Я уже задумывалась о способе прямого подвязывания всей нижней части следа, без использования шва. Причём, думая о таком способе, я не подразумевала возможность реконструкции, а считала, что так удобно будет ввести в работу пряжу другого состава для укрепления пятки, подошвы и мыска, что продлит срок службы носков. Но, развивая тему, теперь я предполагаю использовать метод подвязывания, чтобы после роспуска изношенного участка подвязать новый.

И я ожидала, что такой вариант возможно предложит мне моя наставница.

Но, оказалось, что вариантов, как всегда, больше!

В связи с рассматриваемой сегодня темой я хочу упомянуть имя выдающейся рукодельницы, о которой я раньше не слышала. Это Тереза де Дильмон.

Эта женщина, прожила недолгую жизнь, но успела многое. Ею были созданы школы рукоделия, написана книга, изданная многими тиражами, её именем были названы магазины рукоделия, она была связана дружбой и сотрудничеством с владельцем компании DMC и все печатные издания DMC выходили под её именем.
Эта женщина, прожила недолгую жизнь, но успела многое. Ею были созданы школы рукоделия, написана книга, изданная многими тиражами, её именем были названы магазины рукоделия, она была связана дружбой и сотрудничеством с владельцем компании DMC и все печатные издания DMC выходили под её именем.

Думаю, меня извиняет то обстоятельство, что имя Терезы де Дильмон упоминается в связи с искусством вышивки. Это знаменитая вышивальщица, которая не гнушалась другими видами рукоделия и выпустила книгу о различных рукоделиях.

Даже, если прочесть только подзаголовки на обложке современного русского издания, можно получить представление о разносторонних рукодельных интересах автора.
Даже, если прочесть только подзаголовки на обложке современного русского издания, можно получить представление о разносторонних рукодельных интересах автора.

Книга многократно переиздавалась в переводах на разные языки, информация зачастую искажалась из-за некорректной редакции, были случаи, когда в переизданных экземплярах не упоминалось имя автора...

Раздел книги, посвященный вязанию, очаровал меня своими нарисованными иллюстрациями, выполненными столь мастерски, что их хочется рассматривать и рассматривать. К сожалению мне не удалось найти хороший перевод на русский язык и далее моя интерпретация информации, полученной из текста воспроизведенного автоматическим переводчиком.

Причём, в начале я буквально наткнулась на одну из иллюстраций в Pinterest.

Эта картинка из книги Терезы де Дильмон с изображением пятки вязаного носка изумила меня своими графическими подробностями. Хотя, мне показался странным способ исполнения (возможно, некорректный перевод ввёл меня в заблуждение). Смутил порядок вязания. После вязания паголенка сначала вяжут пятку по кругу. В книге предлагается оставить верхнюю половину петель паголенка на спицах,  набрать дополнительные петли в количестве, соответствующем половине петель + петли для клиньев подъёма, и вязать пятку по кругу с соответствующими убавлениями до полного закрытия. А лишь затем поднять дополнительные петли со стороны пятки (линия поднятых петель видна на рисунке), продолжить вязание следа по кругу, с клиньями подъёма, и закончить вязанием мыска.
Эта картинка из книги Терезы де Дильмон с изображением пятки вязаного носка изумила меня своими графическими подробностями. Хотя, мне показался странным способ исполнения (возможно, некорректный перевод ввёл меня в заблуждение). Смутил порядок вязания. После вязания паголенка сначала вяжут пятку по кругу. В книге предлагается оставить верхнюю половину петель паголенка на спицах, набрать дополнительные петли в количестве, соответствующем половине петель + петли для клиньев подъёма, и вязать пятку по кругу с соответствующими убавлениями до полного закрытия. А лишь затем поднять дополнительные петли со стороны пятки (линия поднятых петель видна на рисунке), продолжить вязание следа по кругу, с клиньями подъёма, и закончить вязанием мыска.

И далее я разыскала другие рисунки и тексты из раздела книги о вязании.

Картинка из книги Терезы де Дильмон с рисунком пятки. Этот вариант пятки аналогичен предыдущему, только пятка имеет иные убавления. Шов в месте поднятых петель виден на рисунке. Эти два примера вязания стоит тоже испытать.
Картинка из книги Терезы де Дильмон с рисунком пятки. Этот вариант пятки аналогичен предыдущему, только пятка имеет иные убавления. Шов в месте поднятых петель виден на рисунке. Эти два примера вязания стоит тоже испытать.
Картинка из книги Терезы де Дильмон, на которой рисунок простой квадратной пятки , связанный поворотными рядами, с интересными нюансами.
Картинка из книги Терезы де Дильмон, на которой рисунок простой квадратной пятки , связанный поворотными рядами, с интересными нюансами.
Картинка из книги Терезы де Дильмон с рисунком ступенчатой пятки, связанной поворотными рядами.
Картинка из книги Терезы де Дильмон с рисунком ступенчатой пятки, связанной поворотными рядами.
Картинка из книги Терезы де Дильмон с рисунком, на котором изображён мысок носка с забавными убавлениями.
Картинка из книги Терезы де Дильмон с рисунком, на котором изображён мысок носка с забавными убавлениями.
Картинка из книги Терезы де Дильмон с рисунком мыска носка с интересными убавлениями.
Картинка из книги Терезы де Дильмон с рисунком мыска носка с интересными убавлениями.
Картинка из книги Терезы де Дильмон с рисунком узора. Для вдохновения и восхищения превосходным исполнением рисунка.
Картинка из книги Терезы де Дильмон с рисунком узора. Для вдохновения и восхищения превосходным исполнением рисунка.
Картинка из книги Терезы де Дильмон с рисунком, демонстрирующим технологию изготовления умного носка с раздельным поворотным вязанием участка подъёма и участка пятки и следа. Мысок исполнен по кругу.
Картинка из книги Терезы де Дильмон с рисунком, демонстрирующим технологию изготовления умного носка с раздельным поворотным вязанием участка подъёма и участка пятки и следа. Мысок исполнен по кругу.

Когда я увидела эту чудесную картинку с носком, у которого есть боковые швы, предназначенные для того, чтобы было можно их распороть, удалить изношенные пятку, след и мысок, а на их месте связать новые, то обрадовалась и восхитилась. Конечно! Всё встало на свои места! Какая штопка? Признак тяжёлых времён. Логично, что дамы-рукодельницы придумали способ незаметной починки чулок, которая не нарушит реноме ухоженной женщины и никто не упрекнёт даму в излишней расточительности, что есть признак распущенности, непорядочности и невоспитанности.

И в то же время никто не заподозрит обладательницу изящной ножки в новом чулке в скупости. А практичный подход к делу похвален и заслуживает уважения.

И это на сегодня всё!

Спасибо всем, кто дочитал мою статью до конца. Я осознаю, что темы, обозначенные здесь, хотя и связаны друг с другом, но могли бы стать предметом нескольких статей, и прошу не упрекать меня за объём, который нелегко воспринять сразу.

Вязание
2735 интересуются