"Как связать спицами носки с жаккардовым узором" - перестаёт быть вопросом и переходит в разряд "инструкция", когда умение вязать достигает определённого уровня и, кажется, не обязательно испытывать на практике то, что и так ясно, и что не является предметом мечты.
Большое количество новых дел, опытов, экспериментов не сделано многими именно потому, что результат кажется очевиден, а по сути так происходит, надеюсь не из-за лени, а из-за переоценки собственного опыта, или заблуждения, что все новости уже не новости. И "мы сами с усами").
В моём случае тема "ручного" жаккарда и жаккардовых носков, в частности, долго оставалась лишь теорией и оправдывалась вышеприведёнными причинами потому, что, во-первых, вязание мелких предметов было не интересным, так как им всегда была альтернатива, их техническое исполнение не обещало никаких новых открытий, а быстрый износ носков сулил либо короткий срок их службы, либо хлопоты, сопряжённые с их обновлением и ремонтом.
А во-вторых, много лет на повестке было изучение возможностей вязальной машины и разработка на ней различных узоров и переплетений.
Я не вязала носки, рукавицы, перчатки, шапки.
Одной из причин, из-за которой я теперь вяжу руками при помощи спиц и крючка, стала устойчивая тенденция на необходимость использования в гардеробе одежды свободной формы, без излишнего облегания, с уклоном в минимализм.
Из-за недостаточной ширины игольницы моей машины я была сильно ограничена в своих фантазиях, что не давало простора полёту мысли), и вынуждена была изощряться "в узких рамках".
Вязание вручную освободило меня от былых ограничений и позволило не только использовать пряжу более широкого ассортимента, но и конструировать цельновязанные вещи, в которых швы замещаются линиями технических убавлений и прибавлений, вязанием в разных направлениях, переносятся на другие участки и имитируются другими переплетениями.
Изобретать и тренировать новые приёмы на мелких изделиях оказалось делом не только удобным, но и полезным.
Вязать макеты плечевых изделий в кукольных размерах - не моё), испытано). Сначала перчатки, затем носки стали моим "полигоном для испытаний". Их вязание доставляет теперь двойное удовольствие - радость от самого процесса и от результата.
Но, думаю, самостоятельно я бы не обратила внимание на жаккард, связанный руками (во всяком случае так скоро)). Тем более не собралась бы вязать жаккардовые носки из-за перспективы быстрого износа.
И всё-таки мне довелось их связать, по собственному желанию и из-за стремления к разнообразию.
Мой "вязальный"Ангел всегда со мной в образе моей бабушки, от которой мои способности и рукодельные пристрастия.
И новое вязальное приключение, несмотря на некоторые опасения, опять удалось!
Предложение научить меня вязать жаккардовые носки "с секретом" я приняла, как неожиданный подарок судьбы и моя надежда узнать и попробовать новое оправдалась.
Моя Наставница в деле вязания жаккардовых носков, которые можно незаметно ремонтировать - Марина Грибкова. В режиме переписки в комментариях она постепенно посвятила меня в тонкости (без них не было бы лёгкости) процесса. Процесс включает два этапа - подготовку к вязанию и вязание. Пренебрежение первым этапом неприемлемо, если нужен хороший во всех отношениях результат.
Отвлекусь на минутку. Я на всю жизнь запомнила слова преподавателя швейной технологии, которая приводила, как пример, отношение к делу немецких мастеров: 90% рабочего времени профессионал расходует на подготовку рабочего места и 10% - на работу!
Если честно, в большинстве случаев при вязании руками я скорее пренебрегала этим правилом (я же не "немец"))), так как моё занятие доставляет радость в режиме "вяжем, вяжем - распускаем"))). Но в случае вязания жаккарда по методу, которым поделилась Марина Грибкова, это правило работает, и после подготовки вязание идёт легко и без остановок. А, если случается вынужденный перерыв, то продолжить получится сразу без вопросов.
Носки могут содержать в узоре пряжу нескольких, от двух и более цветов. Этот способ предполагает разные по сложности варианты. Но я расскажу о своём опыте.
Должна признаться, когда я приступала к вязанию, мне ещё не было известно, что предстоит делать и какова будет конструкция носков. Я строила предположения, откуда начнется вязание, так как был намёк, что носки - родня джурабов, а джурабы традиционно начинают вязать от мыска.
С другой стороны был намёк на болгарский способ вязания. Если честно, я не знакома с точными нюансами вязания таких носков, но, думаю, это не сложно.
Гадала, как свяжу пятку, чтобы можно было её после заменить.
Думала, что будет с мыском, ведь и тут есть варианты...
- Я решила вязать гольфы, что сложнее, так как есть необходимость изменять ширину паголенка. И, вообще, увеличилась длина изделия и процесса). Здесь хочу предостеречь тех, кто отважится на подобное вязание. Переплетение жаккард мало растягивается вдоль петельного ряда, так как растяжение ограничено наличием значительных протяжек (не важно, замаскированы они, или бессовестно "провисают" по изнанке). Нет привычной эластичности полотна. Это обстоятельство определяет традиционную форму подобных изделий. Должна быть определённая свобода облегания, чтобы надевание изделия на ноги не вызывало затруднений. Форма гольфа особенно должна быть рассчитана индивидуально по ноге "претендента".
- Я вязала из сочетания пряжи alize superwash (420м/100г), цвет коричнево-серый и adelia "RACHEL" 400м/100г, цвета светло-серый и тёмно-вишнёвый, то есть трёх цветов, ДВУХЦВЕТНЫЙ (в одном ряду чередуется пряжа двух цветов) односторонний жаккард "без протяжек"(с закреплением длинных протяжек на изнанке полотна). В процессе вязания жаккарда участвовали всегда два цвета. Изменение сочетания цветов было на отдельном участке, что не изменило техническое исполнение, это по-прежнему был двухцветный жаккард.
- Перед началом вязания выбранная схема цветного узора устанавливается на планшет с горизонтальной планкой, которая может перемещаться снизу вверх и выделять уровень ряда, который необходимо "прочесть" в данный момент вязания.
- На этапе подготовки также важно правильно оформить схему цветного узора. Готовую схему можно найти в открытых источниках.
На такой схеме изображено всё полотно носка от начала до конца, все ряды и все петли. Главное, чтобы цвет пряжи на ней был обозначен только цветом, а не значком (точка, галочка, палочка, звёздочка...). Работа со схемой заключается в разметке по всем рядам на каждом отрезке одного цвета количества клеток, соответствующих петлям. То есть последовательно в каждом ряду надо написать цифрой количество петель одного цвета на каждом длинном отрезке смены цвета. Тогда при вязании не нужно будет каждый раз считать на схеме количество клеток одного цвета после смены пряжи, а увидев цифру, например 5, на зелёном участке, будет ясно, что нужно связать 5 петель пряжей зелёного цвета.
- Я для своей работы выбрала подходящий для гольфов несложный рисунок, который оформила в виде схемы самостоятельно. Мой рисунок имеет участки- полоски, на которых повторяется одинаковое сочетание цветных отрезков. Благодаря этому у меня была возможность вязать лёгкие участки, не сверяясь со схемой.
- Я нанесла орнамент на миллиметровую бумагу, где квадратные ячейки, соответствующие петлям, имеют сторону 0,5 см, то есть достаточно крупные. И, поскольку, я вязала более длинное изделие, моя схема в полном виде заняла бы много места. Чтобы сэкономить время, бумагу, место, силы я не стала рисовать весь "свиток", а ограничилась изображением ключевых моментов вязания.
- Поскольку по плану вязание начинается с паголенка, схема перевёрнута, читается снизу вверх, и первый ряд схемы соответствует верхнему круговому ряду начала орнамента на гольфе.
- Моя схема визуально не отражает форму гольфа, на ней нарисована ширина половины обхвата паголенка и боковые полоски. Но я знаю какие участки схемы соответствуют местам вязания, так как на схеме указана высота одного раппорта узора, количество таких раппортов на каждом участке по высоте, а места, на которых происходит изменение формы (уменьшение ширины паголенка и формирование мыска) нарисованы полностью и напротив рядов, откуда начинаются новые участки, начерчены метки-указатели. Ошибиться при повторном вязании второго гольфа невозможно.
- Мне удалось разместить схему на листе площадью 40x40см.
Размер моего планшета соответствующий. Он представляет собой фанерный экран, обтянутый мягкой тканью. Я надела горизонтально на свой планшет соединенную в кольцо широкую эластичную тесьму, на которой закрепила бумажную планку "в клеточку" , нижний горизонтальный край которой служит для выделения нужного ряда схемы. Крупное изображение, большой планшет позволяют держать схему на комфортном расстоянии, в удобном для чтения положении (мой планшет я держала на сиденье стула, прислонённым к спинке стула).
- Если бы мой узор представлял собой "картину", в которой нет повторяющихся раппортов, или содержал разные, сменяющие друг друга раппорты, то нужно было разместить узор в полном объёме и делать на схеме пометки на уровне рядов, соответствующих концу-началу старых-новых участков.
Собственно, об основных технических моментах я рассказала в своей статье о вязании двухцветного жаккарда "без протяжек" с помощью кольца.
Вязание с кольцом было экспериментальным и я испытывала разные способы удержания пряжи кольцом.
Вообще, это приспособление хорошо вписывается в процесс вязания, при котором пряжа от мотков удерживается в левой руке. После всех "примерок" я нашла удобное для себя положение кольца на средней фаланге указательного пальца.
Преимущества такого вязания следующие: пряжа от двух мотков не путается , можно дополнительно отрегулировать натяжение пряжи и скорость её подачи, используя не только зажим пряжи пальцами, но и трение об отверстия кольца.
Причём, с опытом, в дальнейшем, можно будет попробовать продевать пряжу через отверстия по-разному (через два отверстия зигзагом, через два отверстия поперёк, или вдоль кольца), меняя силу трения и замедляя, или ускоряя продвижение пряжи. Такое кольцо просто изготавливается из хлопчатобумажной пряжи. Его легко связать крючком, можно надвязать прямо на пряжу, можно при необходимости просто срезать и удалить, а затем надвязать новое кольцо на новую пряжу. Сама техника вязания с таким кольцом не подразумевает никаких непривычных движений и в коротком видео на канале я показала, как следует захватывать рабочую пряжу, чтобы пряжа от второго конца не провисала по изнанке в виде длинной протяжки.
Когда я подготовила первый в высоту раппорт своей схемы, я приступила к вязанию. Причём, я не пробовала технику предварительно на образце. Сразу приступила к вязанию изделия.
- Двойной бортик гольфа я связала со скрещёнными лицевыми петлями, что придало упругости этому участку.
- Далее без участия кольца я связала "латвийскую косу"(есть много видео инструкций в свободном доступе).
- Далее я приступила к вязанию орнамента, используя кольцо, как вспомогательный инструмент.
Передняя и задняя половинки паголенка вязались по одному рисунку со схемы, а по бокам я вязала полоски из 7-ми чередующихся петель двух цветов, которые также были обозначены на схеме.
Такие своеобразные лампасы, наличие которых позволило гармонично сокращать петли без ущерба для узора. Длину прямого участка я определяла с помощью примерки.
Далее, когда нужно было сократить ширину паголенка, я сделала на схеме пометки и в соответствии с ритмом убавлений изменила боковые участки схемы (по 4 петли с 4-х сторон. Всего убавлено 16 петель).
- Самая узкая часть щиколотки связана прямо.
Сразу за первым я связала второй паголенок, по горячим следам, пользуясь пометками на схеме.
- Следующим этапом вязания был переход с кругового вязания на поворотное.
Я продолжила вязать по схеме для щиколотки только верхний участок подъёма, ограниченный полосками-"лампасами"(41 петля).
- Когда примерка показала, что полотно связано до начала роста пальцев, я стала делать убавления для формирования верхней половины мыска.
Марина Грибкова пользуется термином "запуск", что я определяю как "начало". Наверно, мы учились в разных "академиях"))), то есть информацию получали из разных источников, но я такое слово применительно к вязанию услышала впервые. Оно звучит очень профессионально. Одобряю на 100%.
- Так вот, запуск мыска начинается с деления на три равных группы петель между полосками -"лампасами". На двух крайних, из трёх, участках производятся убавления петель вдоль границ с боковыми полосками в каждом 2-м ряду. Когда остаётся только третий средний участок, на нём петли убавляются вдоль границ с боковыми полосками в каждом ряду.
- В результате убавлений на спицах останутся только петли боковых участков, которые соединяются швом петля в петлю при помощи иглы.
- Дальше я подготовила другое сочетание пряжи двух цветов для пятки и подошвы носка. Пряжей основного цвета для пятки я закеттлевала открытые "пяточные" петли (27+2 кромочные). Этим действием я подготовила петли для будущей замены изношенных пятки и следа.
- Затем я нанизала на спицу кеттельный стежок и начала вязание поворотными рядами стенок пятки.
Для вязания я использовала простой узор "в полоску", который повторял прямые участки орнамента и не требовал дополнительного схематичного изображения. В высоту я связала количество рядов, которое соответствовало количеству петель на спицах. *Оговорюсь, что при вязании я использую узелковые кромочные, хотя знаю что так редко кто делает.
Я вяжу кромочную в конце ряда, как лицевую, пряжей всегда "первого" цвета, но сначала вывожу конец пряжи "второго" цвета рядом с пряжей "первого" цвета, и после этого вяжу кромочную, как лицевую пряжей "первого" цвета. При повороте полотна на начало следующего ряда пряжа образует изнаночный узелок. Для тех, кто вяжет обычные лицевые кромочные, надо иметь ввиду, что в конце ряда кромочная вяжется сразу двумя концами пряжи.*
(Если считать кромочные на участке стенки пятки, то их будет 1/2 от количества петель пятки, или 1/4 от общего количества петель обхвата носка.)
Дальше я дважды перевязывала чашечку пятки. Сначала я разделила на 4 общее количество петель на спице. Две части внутри - для чашечки пятки, и по одной части с обеих сторон - для боковых стенок пятки. Первый раз я связала обычную квадратную пятку, но она получилась какой-то тесной, слишком глубокой.
- Тогда я поступила по-другому. Я распустила всю чашечку и ещё то количество рядов стенки пятки, которое соответствует количеству петель на каждом боковом участке.
- После я начала формирование чашечки, провязывая полный ряд и делая по одному убавлению в каждом ряду вдоль сторон чашечки пятки, оставляя количество петель чашечки постоянным. При этом я постепенно сократила до нуля петли боковых участков. Остались только петли чашечки. Линии соединения чашечки с боковыми участками получились наклонными.
- На следующем этапе я продолжила вязание нижней части следа вместе с клиньями подъёма, петли для которых я набрала из узелковых кромочных на краях стенки пятки (по 15 петель +1 кромочная из протяжки - для каждого края стенки).
Убавления вдоль клиньев подъёма я делала в каждом 3- м ряду, пока общее количество петель на спицах не сократилось до начального (которое было набрано для стенки пятки).
- По соответствию количества кромочных узелков на связанной верхней части следа и на нижней части следа я определила, когда пора "запускать" мысок, и сделала на этом нижнем участке аналогичные верхнему убавления.
- Соединение верха и низа следа я произвела швом с помощью иглы, совмещая узелки.
- Я постирала гольфы, связала декоративные шнурки и сделала к ним маленькие помпоны.
В конструкции этих гольфов совместились традиции вязания разных народов, которые Марина Грибкова удачно применила сообразно поставленной задаче - связать практичное изделие, которое прослужит долго. Удачная интеграция примет и приёмов в одном изделии, когда это не только технически удобно выполнять, но и выглядит красиво!
Как-то жалко их носить... Но мысль о том, что испорченные в процессе эксплуатации участки можно удалить и на их месте связать совершенно новые, что можно будет изменить не только узор всего участка замены, но даже конструкцию пятки, добавляют оптимизма! Могут получиться не гольфы со штопкой после ремонта, а внешне совершенно новые гольфы.
К тому же способ раздельного вязания можно использовать для носков, связанных в иной технике.
Я уже задумывалась о способе прямого подвязывания всей нижней части следа, без использования шва. Причём, думая о таком способе, я не подразумевала возможность реконструкции, а считала, что так удобно будет ввести в работу пряжу другого состава для укрепления пятки, подошвы и мыска, что продлит срок службы носков. Но, развивая тему, теперь я предполагаю использовать метод подвязывания, чтобы после роспуска изношенного участка подвязать новый.
И я ожидала, что такой вариант возможно предложит мне моя наставница.
Но, оказалось, что вариантов, как всегда, больше!
В связи с рассматриваемой сегодня темой я хочу упомянуть имя выдающейся рукодельницы, о которой я раньше не слышала. Это Тереза де Дильмон.
Думаю, меня извиняет то обстоятельство, что имя Терезы де Дильмон упоминается в связи с искусством вышивки. Это знаменитая вышивальщица, которая не гнушалась другими видами рукоделия и выпустила книгу о различных рукоделиях.
Книга многократно переиздавалась в переводах на разные языки, информация зачастую искажалась из-за некорректной редакции, были случаи, когда в переизданных экземплярах не упоминалось имя автора...
Раздел книги, посвященный вязанию, очаровал меня своими нарисованными иллюстрациями, выполненными столь мастерски, что их хочется рассматривать и рассматривать. К сожалению мне не удалось найти хороший перевод на русский язык и далее моя интерпретация информации, полученной из текста воспроизведенного автоматическим переводчиком.
Причём, в начале я буквально наткнулась на одну из иллюстраций в Pinterest.
И далее я разыскала другие рисунки и тексты из раздела книги о вязании.
Когда я увидела эту чудесную картинку с носком, у которого есть боковые швы, предназначенные для того, чтобы было можно их распороть, удалить изношенные пятку, след и мысок, а на их месте связать новые, то обрадовалась и восхитилась. Конечно! Всё встало на свои места! Какая штопка? Признак тяжёлых времён. Логично, что дамы-рукодельницы придумали способ незаметной починки чулок, которая не нарушит реноме ухоженной женщины и никто не упрекнёт даму в излишней расточительности, что есть признак распущенности, непорядочности и невоспитанности.
И в то же время никто не заподозрит обладательницу изящной ножки в новом чулке в скупости. А практичный подход к делу похвален и заслуживает уважения.
И это на сегодня всё!
Спасибо всем, кто дочитал мою статью до конца. Я осознаю, что темы, обозначенные здесь, хотя и связаны друг с другом, но могли бы стать предметом нескольких статей, и прошу не упрекать меня за объём, который нелегко воспринять сразу.