Столкнувшись с ограниченностью своей эффективности, носители боевых искусств Запада взялись за совершенствование вооружения.
Столкнувшись с такими же ограничениями, японский воин взялся за совершенствование самого себя.
Дейв Лори
Легенда глосит, что в 1549 году в семье самурая был рождён Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото но Сигинобу. Когда он был ещё ребёнком, его отца убил в поединке могучий воин, мастер меча Хатиносукэ. Хаясидзаки должен был отомстить за отца и тотально посвятил этой идеи всего себя. Через несколько лет он достиг уникальной формы, но все ещё не был готов к поединку с многократно превосходящим его силой и опытом воином.
Тогда он уединился в горах для медитации и оттачивания мастерства, однако и это не принесло ему достаточного результата. Отчаявшись, Хаясидзаки решил сделать себе харакири, но в ночь перед обрядом к нему явился дух Фудо Миё — покровителя воинов, который открыл юноше секрет победы: сначала нужно победить сознанием и лишь затем — мечом.
Если соперник неуязвим, когда у него в руках меч, нужно сразить его в момент обнажения оружия, опередив его в этой фазе.
Хаясидзаки сфокусировался на оттачивании техники молниеносного выхватывания меча с последующим рубящим ударом, проведя сто суток в медитациях.
Вызвав Хатиносукэ на поединок, юноша отсек ему правую руку и поразил в горло прежде, чем тот успел обнажить своё оружие.
Иайдо — искусство встречать сидя.
Так появился стиль «одного удара» — иайдзюцу.
Для тех же, кто готов видеть глубже, открылся смысл боевого искусства Иайдо – победить раньше, чем понадобится доставать меч из ножен, сформировать такой дух, такое состояние сознания, что само нападение становится невозможным.
Для многих не секрет, что расслабление тела ведёт к спокойствию духа и наоборот. Во время практики Иайдо благодаря уникальной, отшлифованной веками системе движений, происходит объединение души, ума и тела в цельном, изначальном естестве.
По сути, Иайдо — это один из видов динамической медитации, когда при обучении сначала достигается навык концентрировать внимание, а на последующих этапах происходит объединение сознания со всем окружающим миром, со всей Вселенной. При этом заботы повседневности уходят в сторону, возникает состояние глубокого покоя и умиротворения.
Когда ум умолкает и тело успокаивается, то биологические процессы в организме начинают протекать естественно правильным путем.
За счет мягкого увеличения вентиляции легких, соблюдения особого режима дыхания, происходит положительное влияние на дыхательную систему, органы и ткани лучше снабжаются кислородом. С учетом общего успокаивающего эффекта и релаксации, оказывается благотворное воздействие на сердце и сосуды. Опорно-двигательный аппарат и мышцы работают на занятиях в уникальном режиме, с полным вовлечением в деятельность тех структур, которые в привычной жизни не используются, чем естественно устраняются различные блоки и напряжения; происходит скорейшее восстановление подвижности и увеличение объема движений даже после травм костей и суставов.
Будучи тесно связанными с нервной системой, улучшается состояние кожи, желудочно-кишечного тракта, нормализуется деятельность желез внутренней секреции.
Вследствие вырабатываемой привычки к концентрации, повышается устойчивость внимания, наблюдательность, способность к адекватному реагированию на постоянно изменяющиеся условия окружающей среды, улучшается координация движений.
Спокойный, сосредоточенный режим тренировок делает доступным занятия Иайдо людям старшего возраста и с различным состоянием здоровья.
В психологическом плане происходит увеличение психической устойчивости, закрепляется чувство «внутренней опоры». На тренировках при выполнении техник Иайдо отрабатываются целостность, единство протекания физических и психических процессов, и как следствие испытывается чувство удовольствия и искренней радости от качественного исполнения мельчайших движений тела.
Привычка осознавать себя каждое мгновение, реализованность творческой личности, уверенность в успешности начинает переносится из додзё в другие области жизни, делая тем самым восприятие мира более богатым, гармоничным, одухотворенным, а человека — здоровым и счастливым.
Поэтому, хотя времена вооруженных «до зубов» самураев и кровавых поединков на мечах прошли, у людей всех стран мира сохраняется живой интерес к занятиям таким, казалось бы, на первый взгляд архаичным сегодня искусством, как Иайдо.
Суть любого искусства — это вдохновенное творчество, это сам процесс воплощения изначальной присутствующей истины в идею и проявление её в материю. Как цветение является выражением сути дерева, так и Иайдо является выражением в материальном мире человеческой сущности, её собственной неповторимой красоты.
Победа над собой, или назидания в искусстве иайдзюцу. 📚
Именно это чувствуется, когда наблюдаешь как работает мастер — и хочется самому попробовать «так», оторваться от привязанности к ограниченности собственного тела, испытать ощущение легкости и полёта…
Любое Будо, как и любое искусство — это путь к той части себя, которая является истинной сущностью, изначальной данностью, увы, забываемой по мере взросления. Однако, забытая разумом, истинная сущность все равно проявляется в виде ощущения неясного, непонятного вызова, которое тревожит человека и заставляет либо отправится в поиск и понять, либо искать забвения.
Дорог и тропинок к вершине горы существует множество и каждый волен выбирать себе свою. Аспекты развития здорового, целостного и свободного человека ставят перед собой все подлинно духовные школы и направления, одно из которых — уникальное и проницательное, древнее искусство Иайдо.