В этом году я читал чуть больше, чем в предыдущем. В среднем – удавалось прочитывать по 5-7 книг в месяц. Когда я только задумался над статьей и стал вспоминать все, что мне попадало в руки за год, мне отчего-то показалось, что книг будет гораздо больше пяти.
Но чем больше я вспоминал, тем больше отсеивал книг, о которых прям хотелось бы рассказать. Но пятерку все же собрал.
В этом году я познакомился с новым автором, с новой страной, с новыми авторами новой страны. Открыл для себя потрясающий сборник рассказов, в который хочется нырять с головой снова и снова. Вообще, в этом году я прочитал какое-то запредельное для меня количество сборников рассказов.
Но обо всем по порядку!
Виктор Пелевин, «Пэ в пятой», или «П5: прощальные песни политических пигмеев Пиндостана»
С творчеством Виктора Пелевина я познакомился только в 2022-м, из года в год обходя его романы стороной. Мне почему-то казалось, что я совсем не готов к его работам. Наверное, так и было. Но стоило мне взять в руки одну его книгу – «Generation П», так сразу и понесло дальше, к «Священной книге оборотня», «T», и именно на романе «Т» я утомился от объемных текстов автора. Тогда мне под руку попался сборник рассказов, и вот он понравился сильнее всего прочего.
«Пэ в пятой» – сборник из пяти рассказов, никак не связанных между собой. Первый рассказ «Зал поющих кариатид» по объему почти повесть, занимает большую часть книги. Лена – героиня повествования – устраивается в секретное место, где ее работа заключается в сохранении неподвижности тела. Ей нужно изображать скульптуру наряду с другими девушками. Для того, чтобы замирать на долгое время, каждой вводят препарат с неисследованным побочным действием…
«Кормление крокодила Хуфу» – о троице людей, едущих к таинственному фокуснику, чьими иллюзиями герои в итоге остаются недовольны: все банально и легко разоблачается. Но молчаливый иллюзионист все-таки находит способ поразить странствующих персонажей.
«Некромент» – история генерала ГАИ, судьба которого – стать политическим клоуном. Жизнь и некие мрачные преступления генерала Крушина раскрываются в журналистском расследовании.
«Пространство Фридмана» – о физике Поташинском, который открывает неведомое никому ранее «Пространство Фридмана», куда попадают люди с большими деньгами. Это явление, будто черная дыра, меняет пространство и время и не дает возможности стороннему наблюдателю видеть, что происходит внутри.
«Ассасин» – о мальчике Али, которого с раннего детства готовили к роли наемного убийцы.
Пак Мингю, «Коврижка»
Следующий автор южно-корейского происхождения стал для меня самым настоящим открытием. О нем я совсем ничего не знал до тех пор, пока родственники не подарили мне его книжку на открытие магазина. Она меня заинтересовала сразу – обложкой, названием, именем автора, о котором я не имел никакого представления, краткой аннотацией. Притомившись Пелевиным, я захотел отойти в сторону какой-нибудь экзотики.
Про каждый рассказ вот так вот просто не расскажешь – они полны сюрреализма, множественных сюжетов и метафор, странных разговоров и мыслей. Есть, например, рассказ, в котором главный герой придумал, как сохранить все самое хорошее, что есть в мире – нужно просто засунуть в холодильник! И вообще, не обязательно только хорошее – можно и неприятелей туда пристроить, и родителей, и философов и политиков. Если постараться – влезет все население Китая, но и этим можно не ограничиваться! Есть история об отце, который обращается в жирафа. О лодочной станции, на которую приземляются пришельцы. О комнате для жизни, настолько маленькой, что лечь нельзя и стол поставить. И шуметь там запрещено – сосед разозлится! В творчестве Пака Мингю запросто сочетаются поэзия и проза. А юмор какой!
Сюсаку Эндо, «Молчание»
Об этом романе я рассказывал в своей недавней статье, в которой писал о японских авторах, уж очень сильно мне запомнившихся. Там есть и пара фактов об авторе и краткое содержание книги. Здесь же еще более коротко повторюсь, что книга меня поразила в первую очередь очень качественным переводом, историей, философией, зарытой в героях. Никто из персонажей «Молчания» не ведет себя так или иначе просто потому что – их мораль, поведение, поступки и слова – это результат качественного и размеренного повествования, мастерски выстроенного классиком японской литературы.
Аннотация: после продолжительных ужасающих пыток в Японии семнадцатого века священник-миссионер из Португалии отрекается от веры. Его ученики не верят в случившиеся. И решаются отправиться в долгое, опасное, судьбоносное путешествие, где на каждом шагу их ожидает опасность.
Нацумэ Сосэки, «Изголовье из трав»
Что поделать! И об этом авторе, как и о предыдущем, я писал все в той же статье. Среди десятков прочитанных книг за год эти две стали непременными фаворитами, о которых хочется говорить и говорить, то и дело внедряя их в статьи, в списки особо полюбившихся книг.
«Изголовье из трав» – очень мудрая история, почти что притча, о человеке, который сильно устал от всего человеческого и отправился в далекое, почти безлюдное поселение, чтобы посвятить всего себя созерцанию и созиданию прекрасного. Его интересуют только картины и поэзия, чему он и собирается себя посвятить. Однако, совсем абстрагироваться от людей не получается – они все равно маячат на горизонте и ближе, они рассказывают истории, они нагло врываются в пространство и за ними невозможно не последовать.
Это умная, забавная, восхитительная книга, в которой помимо повести «Изголовье из трав» соберется с десяток рассказов из жизни Нацумэ. Очень рекомендую! Особенно людям, желающим познакомиться с японской литературой как явлением. Сборник окажется идеальной точкой входа в неизвестную культуру.
Патти Смит, «Просто дети»
Автобиография об истории отношений одной из самых значимых американских певиц прошлого и нынешнего века Патти Смит с любовью всей своей жизни – Робертом Мэплторпом, не менее культовым художником предыдущего столетия.
Это биография двух молодых людей, у которых не было иного пути, кроме как заявить о себе во всеуслышание, объявить себя миру и создавать, создавать, создавать. Творить ради искусства, ради любви, ради свободы самовыражения. Это история о том, что путь к себе не бывает легким, о том, как сложно выражать себя в мире, в котором, кажется, все только этого и желают. Но не всем удается.
Мир вокруг, кажется, рушится. Рушится все вокруг. Жить становится страшно. Болезни, нищенские условия проживания и дырки в карманах, полное безденежье, жизнь на улице, переезд в другой город ради мечты стать кем-то. Есть только вера, и, кажется, кроме нее, ничего другого не остается.
Благодаря этой книге я снова влюбился в жанр автобиографий.