Кино без оператора не бывает.
Именно оператор-постановщик создаёт на плёнке и переносит на экран картину того, что придумал сценарист, хочет рассказать режиссёр, пытаются изобразить актёры — и на чём продюсер собирается заработать денег.
Жан-Жак Буон, председатель Французской ассоциации кинооператоров, оператор-постановщик с тридцатилетним стажем (в его фильмографии есть и хорроры Джесса Франко, и «Хористы», получившие премию «Сезар»). В 2014 году он провёл мастер-класс в Петербурге и рассказывал занятные истории о своей работе. Мне особенно запомнилась эта:
Я снимал телефильм с женщиной-режиссёром, в нём были три центральные героини.
Во-первых, дочь Жерара Депардье Жюли — красавица, но понимаете, какой у неё нос.
Во-вторых, бывшая жена Лелюша, которая на тот момент уже стала женой Пьера Ардити, — что-то не могу вспомнить её имя, очень хорошенькая, но множество подтяжек.
И третья, тоже не могу вспомнить имя, — режиссёр в неё явно была влюблена; вот у неё на кончике носа была такая ямочка-полоска, которую надо было непременно скрыть.
Работали очень интенсивно, снимали по 30 сцен в день. И вот снимаем мы утром сцену завтрака в марсельском отеле на берегу моря. С одной стороны стола сидит жена Ардити с натянутым лицом, с другой — Жюли Депардье с носом. «Восьмёрка». Поставить камеру так, как просит режиссёр, я не могу — будет заметен нос, придвинуться к другой тоже не могу — будут заметны следы лифтинга. В результате я снял всё через довольно сильный фильтр, и весь этот эпизод вышел с о-о-очень размытой картинкой.
Для несведущих добавлю, что «восьмёрка», о которой упомянул Буон, — это монтажный приём: в кадре сперва один участник диалога, потом какая-то перебивка (вино льётся в бокал, рука берёт салфетку и т.д.), потом в кадре второй частник диалога, снова перебивка, снова первый участник... Похоже на то, как если бы камера, двигаясь между участниками диалога, рисовала восьмёрку — или, точнее, лемнискату: восьмёрку, лежащую на боку (знак бесконечности).