Найти в Дзене

Кто был автором проекта так называемого "дома Голенкина"

Внимание! Сразу скажу, что последние мои попытки соотнести даты постройки этого здания с теми, которые присутствуют в многочисленных публикациях и перепостах, привели меня к мнению, что некто когда-то ошибочно дал этому сооружению - Девичьему училищу, название "дом Голенкина". С этого момента все пошло неправильно. Да, вероятно, был дом Голенкина, если верить Закревскому, но он никаким образом не соотносится с этим зданием в неоготическом стиле. Статью править не стала: пусть будет такой. как я ее написала, но предупредить обязана))

Итак, по авторству проекта. У меня нет сомнений: Акройд Чарльз! Или Карл для россиян, или Шарль для французов. Почему? Да вот, судите сами!

Это тот человек, благодаря которому (помимо Джона Уптона) план по перемещению Адмиралтейства с западной стороны Южной бухты на восточную начал реализовываться в 1835 году. Но мое внимание личность архитектора Акройда привлекла в связи с одним из старейших зданий Севастополя, так называемым «домом Голенкина»: описывая места размещения коллекций Морской библиотеки, встретила упоминание о доме Голенкина как об одном из таковых и, пытаясь найти информацию в интернете об этом купце и подрядчике, наткнулась совсем на другое имя – имя английского архитектора Чарльза (Карла, Шарля) Акройда.

Дом Голенкина??? или здание Девичьего училища для дочерей нижних чинов в Севастополе
Дом Голенкина??? или здание Девичьего училища для дочерей нижних чинов в Севастополе

И тут начинается сущая путаница в связи с именами архитекторов, которые упоминаются в качестве авторов проекта училища для дочерей нижних чинов Черноморского флота: претендуют на авторство сразу два архитектора – собственно Карл Акройд и Василий Александрович Рулёв. Кстати, упоминаний о застройщике - купце и подрядчике Голенкине - мне не удалось пока найти вообще

В севастопольской краеведческой среде долгое время муссировалось имя архитектора В. А. Рулёва, который якобы и был автором этого проекта. Но так ли это? Если опираться на информацию, приведенную в работе музейного работника И. А. Дьяконовой, то здание Девичьего училища было построено в 1848 году, и тогда – о да! – можно посчитать автором и Рулёва, который если верить Википедии[1], работал в Севастополе с 1840-х годов, а должность главного архитектора города занял в 1852 году.

Но есть затык зачеркнуто противоречие в отношении даты постройки здания Девичьего училища в виде воспоминаний г-на Закревского Н. И, мемуары которого, датируемые 1832 годом, были опубликованы в «Морском сборнике». И в этих мемуарах четко прозвучало название здания «Голенкин дом»: «Не доходя до Голенкина дома, мы поворотили налево в проулок к офицерской библиотеке, помещавшейся также в казенном доме, но уже очень обветшалом, поддерживавшемся со всех сторон подпертыми к стенам бревнами». Бымц! Год постройки не соответствует, так, может, не соответствует и имя архитектора?

Кроме того, некоторые краеведы[2], знакомые (поверхностно) с работами (записками, архивами) архитектора Петропавловского В. П., который восстанавливал город после Великой Отечественной войны и плотно работал в архивах, собирая материалы по застройке города, утверждают, что упоминание в его записках даты постройки этого дома – 1820-е годы – вполне обоснованно и вероятно. В архивах РГА ВМФ мне лично не удалось найти фамилии Рулёва, но зато Акройда – выше крыши, о чем ниже.

Мне не удалось найти и портрет английского архитектора, но благодаря николаевским краеведам стало известно, что это был человек небольшого роста с седыми волосами и голубыми глазами.

Имя архитектора Карла Акройда в Севастополе не известно ни широкой, ни узкой публике, зато в Николаеве о нем наслышаны. Да и то право: там он жил 27 лет, был главным архитектором, строил не только Адмиралтейство – ворота, казармы и модельный павильон для сбора и сохранности моделей кораблей, построенных на заводе, но и вполне себе гражданские сооружения: здание главного командира ЧФ, кирху, восстанавливал дворец Потемкина. Да, в числе сооружений, оставшихся в Николаеве от Акройда и не вызывающих сомнения в авторстве – здание для Девичьего училища нижних чинов ЧФ, которое суть точная копия нашего севастопольского строения. Точная в деталях! И по датам все бьется, потому что с 1829 года совершенно точно его имя фигурирует в документах, сохранившихся в архиве РГА ВМФ. И в основном упоминание в этих архивах связано с его деятельностью в Севастополе.

Здание Девичьего училища в Николаеве. etoretro.ru
Здание Девичьего училища в Николаеве. etoretro.ru

3 ноября 1827 года был издан указ Николая I «Об определении в гражданскую службу магистра Чарльза Акройда, подданного ЕВ короля Англии Георга IV». Если верить николаевским краеведам, Акройд был зачислен на службу с жалованием в 14 000 руб. Николай I, а точнее вел. кн. Николай Павлович, впервые повстречался с юным Акройдом в Великобритании: юноша в составе свиты сопровождал великого князя в течение трех дней, знакомя его с достопримечательностями Южной Англии.

А дальше почти все про присутствие Акройда в Севастополе.[3]

Итак, в 1827 году Акройд был зачислен на российскую службу, хотя все еще, вероятно, проживал в Лондоне, но позже – по прибытии в Россию – поселился в Николаеве в доме господина Рибаса – Хосе де Рибаса, или на русский манер Осипа Михайловича Рибаса, и приступил к работе: в сотрудничестве с господином Джоном Уптоном составил план для расширения адмиралтейства и постройки лазарета для мастеровых в 1826 году.[4] Работы, ведущиеся на строительстве доков и адмиралтейства, требовали вовлечения большого количества рабочих рук: по словам А. Н. Демидова «употреблялось 30 тысяч человек, живущих в палатках». Эти люди занимались не только строительством, но и срытием холма, перемещая грузы, выбранный грунт на себе и в тележках. Тяжелые условия жизни и труда, пылевые облака вредили здоровью матросов, солдат, рабочих, а потому решается вопрос строительства лазарета для мастеровых.

В 1829 г. Акройд получает задание составить план Севастополя. И в этом же году получает категорический отказ от государя императора на компенсацию средств, затраченных на ремонт экипажа и фураж для лошади в него запряженной.

1830 и 1832 годы ознаменовались проектированием адмиралтейской площади и казарм, которые ее формируют, с последующим расширением последних.

В 1833 году был возобновлен контракт, условия которого дозволяли господину архитектору Карлу Акройду продолжить служить в Черноморском ведомстве на благо Российской империи. И в этом же году Акройд, вероятно, таки снял и предоставил план части города.

1834 год был посвящен разработке проекта эллинга для размещения 84-пушечного корабля. Таким был, например, корабль «Силистрия», построенный, правда, на Николаевской верфи. Прослужив почти 20 лет, в том числе под командованием П. С. Нахимова, этот 84-пушечный корабль накануне Крымской кампании был переведен в разряд блокшивов и в числе других 15 судов затоплен на входе в Большую Севастопольскую бухту для преграждения рейда.

В этом же году продолжилась работа над проектами казарм.

1835 год. В это время на посту командующего флота уже Михаил Петрович Лазарев, сменивший Алексея Самуиловича Грейга. Новый командующий – новые планы, в том числе по переносу адмиралтейства с западной стороны Южной бухты на восточную, а потому Акройда командируют в Британию для изучения тамошнего опыта по обустройству подобных предприятий[5]. Для активизации работ по переносу адмиралтейства на новые территории – Лазаревский мыс в последующем – создают Комитет для построения в Севастополе Нового адмиралтейства. В этом же году в сентябре начинаются работы по устройству Нового адмиралтейства.

https://krym.rusarchives.ru/
https://krym.rusarchives.ru/

Меж тем, в 1837 Акройд в севастопольском Адмиралтействе работает над проектами стены, ворот и гауптвахты. Ой, нет, еще архитектор работает над проектом большого провиантского магазина уже в новом адмиралтействе. Место его нахождения – около сухих доков, над которыми, как помним, работали Фон-дер-Флис Б. В., Антуан Рокур и Джон Уптон.

В 1938 и 1843 гг. архитектор трудится над магазином, в котором должны были храниться изделия из черного и цветного металла и провиант. Ну и, наконец, идет работа над общим планом адмиралтейства.

1841 ознаменовался разработкой проектов зданий для различных служб. Они должны были разместиться на Лазаревском мысу. В том числе Акройд проектирует кухню и пекарню, которые бы одновременно обслуживали экипажи, размещаемые в старых (Александровских) и новых (Лазаревских) казармах.

Несмотря на все затраченные средства и усилия, в 1841 году комиссия установила, что срыто и построено не так уж и много, и сроки ввода Адмиралтейства и казарм в действие откладываются на 1855 год. Что делать? Уптон находит решение - сдать в подряд, а потому уже в 1849 году Адмиралтейство было принято комиссией, несмотря на последующие перемены в видении оснащения всего предприятия.

В целом к середине 1850-х годов в Адмиралтействе были построены и эксплуатировались доки, причалы, мастерские, пильный завод, магазины, набережная и стена, которая отделяет Адмиралтейство от казарм.

Между делом Акройд придумывает лайфхаки типа вставления окон на двойной замазке или окраски железных крыш – метод получил название по фамилии архитектора. Акройд принимал участие в проектировании различных зданий, в том числе сараев, используемых для хранения лесов.

В 1851 году Акройда опять командируют в Британию для изучения внутреннего устройства адмиралтейств, заводов, госпиталей, чтобы полученный опыт применить при строительстве адмиралтейств в Севастополе и Николаеве.

Все бы, может, и осуществилось, если бы не Крымская война. Меж тем, сведения о том, как Акройд повел себя в этой ситуации, достаточно туманные, известно лишь, что в 1856 году было издано распоряжение о запрете выезда за границу для господина архитектора.

И напоследок.

Карл Акройд составил немало проектов для Николаева, отлично поработал в Севастополе, но, оказывается, этим не заканчивается список его работ: архитектор английского происхождения стал автором Айтодорского маяка, который был поставлен на известном месте в 1835 году. Это опять же спорный объект, на авторство которого претендует, по мнению писавших статью в Википедии, В. А. Рулёв. Но тут опять по датировке не очень бьется.

Чтобы резюмировать статью, скажу, что по моему мнению и здание девичьего училища в Севастополе (и в Николаеве тоже), и Ай-Тодороский маяк были построены по проекту Карла Акройда. Не согласны? Приводите свои аргументы!

[1] В этой же википедической статье Рулёву приписывают строительство точно такого же здания в Николаеве, но четырьмя годами ранее – в 1844 году. Ой, Рулеву же приписали и авторство проекта, по которому был построен маяк на м. Ай-Тодор. Акцентировала внимание на этих двух объектах, потому что есть и другая информация по ним.

[2] Catus Marinus https://forum.sevastopol.info/

[3] Вся датированная информация получена из РГА ВМФ.

[4] Дату начала работы над планом с участием именно Акройда надо уточнять в делах РГА ВМФ: я пользовалась исключительно описями.

[5] В статье Г. Гребенщиковой «Двенадцать апостолов» рассказывается о том, что в Николаев Акройд из этой поездки привез «рисунки кузнечных мехов новейшей конструкции, недавно вошедших в употребление в кузницах Портсмутского адмиралтейства», что походило более на промышленных шантаж, поскольку на большинстве входов в цеха висело предупреждение о том, что «вход иностранцам воспрещается». Следствием этой поездки стала модернизация Николавеского адмиралтейства и верфи в нем. Далее, благодаря Акройду из Англии были выписаны кузнечные меха, установлена паровая машина, прибыли станки разного назначения. Из этой же поездки Акройд привез новый способ защиты деревянных конструкций от гниения и разрушения – просмоленная бумага, которую стали выпускать и в России и использовать вместо войлока в качестве прокладки между деревянными конструкциями и медной обшивкой ниже ватерлинии.