Где найти воплощение концепции Говарда
В конце XIX века английский социолог Эбенезер Говард предложил концепцию разгрузки больших городов с помощью строительства «городов-садов» – своеобразных спутников со своей самостоятельной инфраструктурой и социальным доступным жильем.
Города-сады – это не просто жизнь среди природы в малоэтажных коттеджах, но с возможностью без проблем добраться до мегаполиса по шоссе или железной дороге. По Говарду, не менее важна и социально-экономическая составляющая: жители города-сада должны представлять собой общину и совместно управлять имуществом, в частности – землей, которая в качестве приусадебного участка выдается в аренду.
По принципу города-сада совершенно естественным образом устроены многие дачные поселки, а также концепция в той или иной форме повлияла в целом на градостроительные принципы. Но мы поговорим здесь о настоящих городах-садах, многие из которых впоследствии стали городскими районами.
Лэчворт
В 1903 году архитекторы Барри Паркер и Рэймонд Анвин начали строить город-сад в 50 километрах от Лондона. Инициатором был сам Говард, и архитекторы лишь немного модифицировали его концепцию, например, отказались от периферийного кольца фабрик, сместив все производства на восток.
Город имеет озелененный центр, от которого отходят 12 радиальных улиц, одна из них (Бродвей) стала главной. Вокруг центра расположены общественные здания: театр, музей, библиотека, магазины и многое другое. Далее располагаются жилые дома, чередующиеся с зелеными зонами. Связь с Лондоном обеспечивалась с помощью железной дороги и шоссе.
Город был рассчитан примерно на 32 тысячи человек, однако к концу 1920-х в нем проживало всего 14 тысяч. Люди все еще были привязаны к мегаполису и неохотно отдалялись от него. Однако концепция была подхвачена и стала распространяться в разных странах.
Ратсхоф
Инициатором строительства в пригороде Кенигсберга в Восточной Пруссии выступил владелец вагоностроительного завода Феликс Хойман. Он способствовал тому, что кенигсбергский Всеобщий союз жилищного строительства приобрел землю к северу от железнодорожной линии Кенигсберг – Пиллау. Южнее находились другие предприятия, рабочие которых тоже смогли бы жить в строящемся городке.
Архитектор Фриц Блейер спроектировал город-сад, рассчитанный на 500-600 домов (по факту с 1907 по 1911 годы построили 51 дом). Он сделал несколько широких улиц для транзитного движения, а остальные оставил узкими и уютными. Для того, чтобы выезжать из города, жителям были доступны железная дорога и трамвай. Кроме жилья были построены школы, детский сад, церковь.
Для управления городом был создан кооператив: жилье приобреталось его членами и становилось их собственностью, земля находилась в совместной аренде. С учетом разного дохода рабочих были спроектированы разные типы жилья: дома на четыре семьи с участком в 130-200 кв.м., дома на две семьи с участком в 250-300 кв.м. и дома на одну семью с участком в 400-700 кв.м.
Сегодня Ратсхоф – район Калининграда.
Тернье
Город для железнодорожников на севере Франции был спроектирован в 1919 году архитектором Раулем Дотри. Он занимался восстановлением старых поселений, разрушенных во время Первой Мировой войны. Стояла задача разработать некую модель и внедрить ее в разных городах, которых всего было построено 32.
Согласно плану, на 120 гектарах земли должно было появиться около 800 домов, а также магазины, школы, бани, почта и другие объекты инфраструктуры. В итоге город получился даже больше задуманного – было построено 1400 домов 22 различных типов и из разных материалов. Сочетание прямых и изогнутых линий улиц создало свободную планировку – структурную, но в то же время живописную. Транспортную доступность обеспечила железная дорога.
В 1922 году о городе писали следующее: «Веером расходятся три кольцевые развязки шириной около пятнадцати метров с аккуратными тротуарами. <...> Дома выстроены в линию, далеко друг от друга – не поселковые домики, а веселые светлые здания с красными крышами».
Сокол
Поселок Сокол был построен на месте подмосковного села Всехсвятское в 1923-1930 годах. Он стал экспериментом в духе времени, однако коттеджное строительством так и не прижилось в советском государстве.
Генплан города-сада составил архитектор Николай Марковников, отдельные дома проектировали он сам, а также братья Веснины, Николай Колли и другие. Они строились из разных материалов и по разным технологиям: каркасные, бревенчатые, кирпичные, из фибролитовых плит и т.д. Один дом даже был облицован розовым туфом.
Пять улиц Сокола сходят на центральной площади, которая является главным общественным пространством. Важно, что жильцы занимались в поселке самоуправлением: например, могли коллективным решением разместить в одном из домов детский сад, распорядиться общественной землей и т.д. По этому принципу Сокол, давно ставший районом Москвы, живет и сегодня.
* * *
Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.
Подписывайтесь на наши соцсети: ВКонтакте, Телеграм, YouTube, Одноклассники.