Найти в Дзене

Зачем картины обливают томатным соком и почему экоактивисты выбрали путь терроризма

Оглавление

Провокационные акции экологических активистов если и не добились поставленных целей, то точно зацепили общественность. Но почему музеи? Давайте разбираться!

Эти люди считают, что внедрение новейших технологий вызывает осложнение экологической проблематики, в то время как охрана окружающей среды всё чаще становится центральной темой повестки властей, политиков, НКО и международного сообщества.

Даже в России эта тенденция набирает силу; согласно данным соцопросов, 94% стараются меньше мусорить, а 49% занимаются его сортировкой. Сотни тысяч людей подписывают обращения, жертвуют деньги или участвуют в протестных акциях.

Правда, такого радикализма, как в Европе, у нас пока не наблюдается, сообщество Just Stop Oil у нас пока не актуально.

Экотерроризм или воины света?

Современные экологи как движение и тусовка сформировались вскоре после большой Европейской весны 1968 года. Тогда экоповестка впервые вошла в политические программы, и разные люди стали задумываться о качестве среды и шансах для будущих поколений.

Движение развивается циклами. Иногда акции представляют собой настоящие теракты: нападения на исследовательские лаборатории и освобождение животных, перекрытие дорог и подрывная деятельность в организациях, разрушение ценных объектов, а теперь ещё и атаки вандалов на музеи и объекты всемирного наследия. В другие годы всё относительно спокойно и благостно.

Так или иначе, представители движения убеждены, что любое живое существо априори имеет большую ценность, чем любая, даже очень редкая, вещь. Вы уничтожаете природу, вырубаете деревья, убиваете животных? Мол, мы будем отвечать симметрично.

Оружие — Интернет, поле битвы — Земля

Фактически любое мероприятие, перфоманс или акция направлены на то, чтобы спровоцировать реакцию, набрать просмотры и отклики в социальных сетях. Лишь затем информация об акциях попадает в СМИ, что принципиально отличается от старой модели, когда журналистам сливали инсайды. Впрочем, отношение было соответствующим и материалы редко попадали на первую полосу. Исключение — яркие задержания и фейлы.

Однако новый формат поменял положение дел. СМИ идут за резонансом, шок-контент распространяется подобно вирусу, а то, что модно, нельзя морозить на пятой-шестой полосе.

Всё это построено по модели PR-проекта, где организаторы систематически касаются общества, что порождает мощные, но короткие всплески интереса, и куда чаще вызывает лишь раздражение вместо актуализации повестки. Возможно, речь даже идёт о том, чтобы раскрутить движения или персоналии в преддверии какой-то глобальной кампании, о которой обществу пока что неизвестно.

Почему движение радикализируется?

Молодые радикалы отличаются от классического терроризма прежде всего масштабом. Самое крупное речь идёт о мелкой хулиганке, которая не подвергает опасности человека (и даже самих активистов).

Рост радикальных настроений связан с общей нервозностью на фоне раздирающих мир и Европу кризисов, а также трудностей с целеполаганием. Всё это вызывает стресс и выгорание, так что акции радикалов в идеале призваны дать людям новые цели и новые флаги, увлекая и вовлекая, работая на массовость движения.

Обычно апологеты таких движений утверждают, что даже один убеждённый адепт может многое изменить — не говоря уже о том, что любой активист ведёт агитацию и оказывает давление на своё окружение, вынуждая людей (нередко весьма токсичными способами) соответствовать собственным представлениям о прекрасном.

А что же вандализм?

Зачем портить произведения искусства?

Новый формат стали использовать осенью 2022 года, когда нападениям подверглись произведения искусства в десятках музеев и галерей Европы и США. В качестве средства для своих атак активисты применяют томатный консервированный суп, торты и всякую другую снедь, а ещё клей.

Среди жертв — картина «Стога» Моне, «Подсолнухи» Ван Гога», «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера. Чаще всего экспонаты защищены стеклом и не терпят убытка, хотя эмоциональный фон такого рода атак вполне однозначен и вызывает острую реакцию. Впрочем, активисты утверждают, что специально выбирают объектами атак те произведения искусства, что защищены стеклом, чтобы минимизировать ущерб (хотя рама тоже элемент произведения искусства).

Лозунги активистов получают быстрое распространение в социальных сетях, вызывая яростные дискуссии. Чаще всего — осуждающие. Люди — и даже старшие товарищи из маститых экозащитных НКО — убеждены, что такие популистские акции не способны решать проблемы и наносят повестке вред, выстраивая вокруг движения одиозный флёр.

Кроме того, для восстановления картин также приходится использовать ресурсы, притом немалые. Наконец, акции такого формата не способствуют достижению целей и задач движения. Они причиняют вред не только музейным фондам, но и своим единомышленникам, размазывая собственную повестку подобно томатному супу по раме картины.

Успешные примеры экоактивизма

Притом существуют и обратные примеры даже самых скандальных акций.

  • В 1987 году ныне запрещённая в России экологическая организация «Беллона» устроила смелый перфоманс. Её основатель с товарищами пробрался в офис министерства охраны окружающей среды, прихватив с собой дохлых рыб и крабов, пострадавших из-за несанкционированных властями сбросов горных пород во фьордах. На месте активисты приковали себя к мебели, а когда на работу пришёл министр, устроили с ним кофе-брейк, который продлился больше суток. Лишь после этого полиция выпроводила налётчиков из кабинета. Их акция увенчалась успехом: Сиссель Ронбек (так звали министра) распорядился о выделении средств на проведение расследования и выявления этой и других погадок крупных индустриальных предприятий. Все они впоследствии получили крупные штрафы — и инструктивные материалы по обращению с отходами и рекультивации территории.
  • В России успешными можно считать акции «Яблока» против ввоза в Россию отработанного ядерного топлива в начале нулевых, а также мусорные протесты в Подмосковье. Другим активистам (в Мурманской или Архангельской области) успеха достичь не удалось: не в последнюю очередь это связано с недостаточным освещением со стороны СМИ и политической непоследовательностью активистов.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Как мобилизация в России повлияет на рождаемость, браки и сознание женщин

В списке богатейших людей Forbes — новый лидер

11 признаков российской семьи, которые удивляют иностранцев за границей