Найти в Дзене

Кто такие цифровые кочевники: кто им может стать, как к ним относятся иностранцы и почему это выгодно правительствам

Оглавление

Феномен техномадов появился в 1983 году с лёгкой руки американца Стивена Робертса; он приделал к своему велику ноутбук с солнечной панелью и работал в пути, преодолев в общей сложности 27 000 километров. Ему помогала предтеча Интернета, сеть ARPANET.

Спустя 15 лет вышла книга Цугио Макимото и Давида Маннерса Digital nomad. В ней разбирались особенности нового явления и высказывались прогнозы, согласно которым человек благодаря развитию технологий получит возможность путешествовать и работать одновременно. Когда качественный Интернет стал общедоступным, сказка стала реальностью.

В среднем номады — мужчины в возрасте примерно 30 лет, они работают в IT-индустрии, любят кофе и задумываются об экологических проблемах.

Что такое nomad-виза?

Это такое веяние последних лет: государства, где туристическая сфера с трудом пережила коронавирус, предлагают работникам на удалёнке специальные визы сроком от полугода до двух лет, освобождают от местных налоговых платежей и позволяют работать лишь на иностранцев — чтобы не мешать местным профессионалам.

Чтобы получить визу, нужно подтвердить уровень своей доходности; испанцы, к примеру, требуют, чтобы соискатель получал минимум 5000 евро в месяц, соседняя Португалия довольствуется 3000, а выше всего требования в Исландии — 7000 евро. Такие ограничения, возможно, не способствуют нашествию удалёнщиков, но меньше всего страны хотели бы привлечь к себе иждивенцев.

  • Португалия предлагает несколько разновидностей, в том числе — с пассивным доходом, для пенсионеров и некоторые другие варианты.
  • Венгры предлагают «Белую карту» — визу сроком на год с возможностью пролонгации, предназначенную для дистанционных работников. Она не даёт возможность привезти в страну кого-нибудь ещё, требует доход от €2000 в месяц.
  • Кипрские визы также действуют от года, но требования повыше — от 3500 в месяц, 10 тысяч на счету и 20 000 евро годового дохода. А если хочется привезти родню, нужно задекларировать на 10-20% больше минимального.

Есть и другие возможности легальной работы в одной из удобных для жизни стран. Особенно много их у обладателей «сильных», или «удобных», паспортов; гражданину ЕС в принципе не нужны визы, хотя сама возможность может показаться интересной.

Как кочевники выбирают юрисдикцию?

Всего в мире сейчас более 50 стран, где визы для кочевников уже существуют либо появятся со дня на день. Соответственно, есть пошаговые пособия и гайды, сравнительные рейтинги, которые помогают сопоставлять условия в разных государствах и выбирать лучшие.

Как правило, говоря об удобных для номадов государствах, упоминают Португалию, Мексику, Германию, Венгрию и Грецию, а также Бали, Таиланд и Коста-Рику. Критерии отбора, как правило, сугубо прагматические:

  • стоимость и удобство жилья,
  • скорость и качество интернет-покрытия,
  • еда,
  • отношение местного населения к английскому языку,
  • качество локальных сообществ.

Подспорье для экономики

Чиновничество туристических государств, как правило, поддерживает и приветствует введение кочевнических виз, ведь это помогает национальной экономике справиться с последствиями коронавируса.

По статистике ЮНВТО, международной туристической организации, в зоне риска до сих пор находится более сотни миллионов рабочих мест, обычно в сфере малого и среднего бизнеса, где очень часто работают женщины.

Потому приезд иностранцев с толстым кошельком — возможность поддержать туристическую отрасль:

  • Специалисты MIT выдвинули гипотезу, согласно которой греки, если им удастся привлечь 100 тысяч человек сроком на полгода, получат полтора миллиарда евро выгоды,
  • А португальцы подсчитали, что номады в среднем тратят на услуги локального характера до 1800 евро ежемесячно.

Визы помогают решать возникающие проблемы в глобальном ключе, справляясь с несовершенством местных законов и недостатками в работе органов исполнительной власти. Никакой бюрократии, никаких проволочек, удобно и оперативно.

Ещё момент: никто не способствует глобализации и раскрытию для мира местных сообществ сильнее цифровых кочевников! Импорт знаний и обмен технологиями способствует новым изобретениям и открытиям, ускорению научно-технического прогресса. Лучше становится ситуация и с предпринимательской сферой.

Халявщики и негатив

Разумеется, есть и негативные моменты. К примеру, далеко не все простые люди готовы видеть у себя орды, пускай даже цифровые. Овертуризм — тяжкое бремя, тем более что кочевники имеют предосудительную привычку задерживаться на более длительный, по сравнению с туристами, срок, что в конечном итоге может до неузнаваемости поменять лицо региона.

Многие также недовольны налоговым дисбалансом, ведь номады освобождены от импортных сборов, подоходного налога и многих других платежей в казну, которые вынуждены платить местные жители.

Намоленные места для цифровых кочевников

Бали

Это рай для цифрокочевников, а с поправкой на то, что экономика на 80% туристическая, индонезийские власти поощряют импорт номадов, предлагая недорогие и сравнительно длительные визы — до полугода (скоро введут специализированные номад-визы).

Некоторые удаленные работники выбирают Бали потому, что эта локация позволяет совмещать работу и бизнес с духовными практиками, что в некотором смысле превращает последние в «ширпотреб», в то же время вызывая рост стоимости жизни при неизменно низком уровне её качества. Кому ж такое придётся по душе?

Мексика

Популярные локации — Мехико и восточное побережье. Местные всё чаще выказывают недовольство нашествием иностранцев, вытесняющих из обихода английский и уничтожающих всё на своём пути.

Не физическим способом, разумеется — только пренебрежением к местной культуре. Оно и понятно: люди едут сюда не за культурой, а за дешевой жизнью и лояльным налоговым режимом.

Подводя итог

Пандемия послужила спусковым крючком к переосмыслению самой идеи туризма, а кочевничество из удела фриков и дауншифтеров стало заметным экономическим фактором.

Чиновники видят в них мощное экономическое подспорье и фактор прогресса, хотя многие местные сообщества относятся к идее и её практической реализации критически.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Как мобилизация в России повлияет на рождаемость, браки и сознание женщин

В списке богатейших людей Forbes — новый лидер

11 признаков российской семьи, которые удивляют иностранцев за границей